214 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как назвать кабачок ласково

Лексическая тема «Овощи. Огород»

Обогащаем и активизируем словарный запас. Закрепляем знание существительных: салат, суп, сок, огурец, помидор (томат), картофель, свекла, морковь, лук, репа, капуста, редиска, перец, чеснок, баклажан, кабачок, патиссон, зелень, петрушка, укроп, редька, тыква, бобы, фасоль, горох, стручки, ботва, корни, плоды, семена, клубни, листья, кочан, салат, свекольник, винегрет, сок, мешок, ящик, дорожка, урожай, огород, грядка, земля, посадка, полив; прилагательных: разноцветный, большой, длинный, короткий, треугольный, овальный, спелый, неспелый, зрелый незрелый, сырой, вареный, твердый, мягкий, горький, сладкий, кислый, соленый, сочный, полезный, легкий, тяжелый, свежий, крупный, мелкий, красный, зеленый, желтый, спелый, неспелый, вкусный, невкусный, сладкий, кислый, горький, соленый, маринованный, консервированный, сырой, вареный, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, продолговатый, гладкий, созревший, душистый, ароматный, сочный, овощной; глаголов: сажать, ухаживать, расти, сеять, рыхлить, зреть, поливать, поспевать, собирать, брызгать, выдергивать, выкапывать, срезать, мыть, натирать, варить, тушить, жарить, кушать, хрустеть, заготавливать, солить, квасить, консервировать, мариновать, выращивать, расти, зреть, поливать, полоть, убирать, копать, срывать, выдергивать, собирать, сушить, выжимать, тереть, угощать, чистить, делиться; наречий: высоко, низко, вкусно, невкусно, полезно, вредно.

Игры и упражнения

Игра «Жадина» (детям 4—8 лет)
К названию каждого овоща добавляем слово «мой», «моя», «мое» (моя морковь, мой огурец)

Игра «Один – много» (детям 4—8 лет). До 5 лет вариант игры укорочен (без слова много).
Помидор — помидоры — много помидоров
картофель — картофель — много картофеля (картошки)
баклажан — баклажаны — много баклажанов
перец — перцы — много перцев
кабачок — кабачки — много кабачков
тыква — тыквы — много тыкв
морковь — моркови — много моркови
свёкла — свёклы — много свёклы (свёкол — в значении «много штук»)
лук (луковица) — лук (луковицы) — много лука (луковиц)
репа — репы — много реп
редька — редьки — много редьки (редек — в значении «много штук»)
чеснок — чеснок — много чеснока (много головок чеснока)
петрушка — петрушка — много петрушки
огурец — огурцы — много огурцов
перец — перцы — много перцев (в значении «много штук»)
кочан — кочаны — много кочанов
горошина — горошины — много горошин
стручок — стручки — много стручков

Упражнение «Назови ласково» (детям от 4 лет)
Огурец — огурчик — огурчики
помидор — помидорчик — помидорчики
картофель — картошечка — картошечки
баклажан — баклажанчик — баклажанчики
перец — перчик — перчики
тыква — тыковка (тыквочка) — тыковки
редис — редисочка — редисочки
морковь — морковка (морковочка) — морковки
свекла — свеколка (свеколочка) — свеколки
лук (луковица) — лучок (луковичка) — луковички
репа — репка (репочка) — репки
чеснок — чесночок — чесночки
петрушка — петрушечка — петрушечки
укроп — укропчик — укропчики
капуста — капусточка — капусточки
фасоль — фасолинка — фасолинки

Игра «Скажи наоборот» (детям от 5 лет)
Кабачок большой, а огурец — маленький
картофель крупный, а редис — . (мелкий)
перец внутри пустой, а морковь — . (полная)
помидор мягкий, а огурец — . (твердый)

Игра «Скажи наоборот» (детям от 6 лет)
Хорошая грядка — ……. плохая грядка
Старый картофель — …….. молодой картофель
Тяжелый мешок — …… легкий мешок
Большой урожай — ………. маленький урожай
Чистая морковка — ……… грязная морковка
Спелый помидор — …… неспелый помидор

Упражнение «Закончи предложение» (детям от 5 лет)
Помидор круглый, а морковь. (продолговатая).
Помидор красный, а морковь.
Помидор мягкий, а морковь.
Помидор кислый, а морковь.
У помидора внутри семечки, а у моркови.
Помидор растет на земле, а морковь. (в земле).

Игра «Названия соков» (детям от 5 лет)
Сок из огурца — огуречный сок
Сок из свёклы — свекольный сок
Сок из лука — луковый сок
Сок из помидоров — томатный сок
Сок из капусты — капустный сок
Сок из тыквы — тыквенный сок
Сок из моркови — морковный сок

Игра «Кто назовет больше качеств». Закрепляем умение согласовывать существительные и прилагательные, обозначающих цвет, форму, размер, вкус.

Цвет — красный, оранжевый, зеленый.
Вкус — кислый, сладкий, горький.
Форма — круглая, овальная, треугольная.
Поверхность — гладкая, шершавая, неровная.
Помидор (какой?) красный, круглый, сочный, сладкий, мягкий.
Свёкла (какая?) бордовая, круглая, сочная, сладкая, твердая.

Развитие слухового внимания. Исправленные предложения надо проговорить целиком.
Картофельное пюре приготовим из моркови.
Свекольный салат приготовим из чеснока.
Морковный сок приготовим из лука.
Капустный пирог приготовим из кабачка.
Огуречный салат приготовим из помидоров.
Гороховый суп приготовим из редиски.
Тыквенное повидло приготовим из укропа.

Игра «Посчитай» (для детей от 5 лет)
1 помидор — 2 помидора — 5 помидоров
1 огурец — 2 огурца — 5 огурцов
1 кабачок — 2 кабачка — 5 кабачков
1 перец — 2 перца — 5 перцев
1 свёкла — 2 свёклы — 5 свёкол
1 кочан капусты — 2 кочана капусты — 5 кочанов капусты
1 головка чеснока — 2 головки чеснока —- 5 головок чеснока
1 долька чеснока — 2 дольки чеснока — 5 долек чеснока
1 стручок гороха — 2 стручка гороха — 5 стручков гороха
1 горошина – 2 горошины — 5 горошин

В 6-7 лет можно усложнить это упражнение добавляя к существительному подходящее прилагательное.
Один хрустящий огурец, два хрустящих огурца и т.д.

«Убираем урожай» (детям от 6 лет)
Взрослый показывает картинки овощей и просит ребенка ответить на вопрос: «Как убирают этот овощ?». Ребенок составляет предложения — например: капусту срезают и т.д.
Морковь, свеклу, репу, редис — . (дергают)
Огурцы, помидоры, горох — . (срывают)
Капусту — . (срезают)
Картофель — . (выкапывают)

Классификация понятий «Какие слово лишнее и почему?»
Лук, репа, подорожник, салат (подорожник – это не овощ, а трава);
чеснок, редис, свёкла, смородина
кабачки, клубника, огурцы, картофель
ромашка, перец, баклажан, тыква

Игра «Угадай овощ по его части».
Кочан – Ботва –
Стручок — Корень –
Долька – Стебель –
Початок – Зубчик–
Клубень – Пучок –

Игра «Кто назовет больше качеств». Цель: согласование существительных и прилагательных, обозначающих цвет, форму, размер, вкус.
Цвет — красный, оранжевый, зеленый.
Вкус — кислый, сладкий, горький.
Форма — круглая, овальная, треугольная.
Поверхность — гладкая, шершавая, неровная.
Помидор (какой?) красный, круглый, сочный, сладкий, мягкий.
Свёкла (какая?) бордовая, круглая, сочная, сладкая, твердая.

Пальчиковая гимнастика

Капустка
Мы капустку рубим — рубим,
Мы капустку солим — солим,
Мы капустку трем — трем,
Мы капустку жмем — жмем.
(Имитация движений.)

Овощи
У девчушки Зиночки
Овощи в корзиночке: Дети делают ладошки «корзинкой».
Вот пузатый кабачок Сгибают пальчики, начиная с большого.
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец.
Наша Зина — молодец! Показывают большой палец.

Сколько грядок в огороде?
В огороде у Федоры
Растут на грядках помидоры,
А на грядке у Филата
Много разного салата.
У бабушки Феклы
Четыре грядки свеклы.
У дядюшки Бориса
Очень много есть редиса.
У Маши и Антошки
Две гряды картошки.
Поочередно загибать пальцы на каждые две строчки текста.

«Урожай»
Рад, два, три, четыре, пять — Поочередно хлопаем то ладошками, то кулачками
Поможем урожай собрать.
Повторяй за мной зарядку. Загибать пальцы на каждое название овоща
В ней звук Т пришел на грядку.
Тыква — вот, а вот — томат.
Здесь — капуста, здесь — салат,
Тмин, картошка, артишок
И петрушки корешок.
Все, что вырастили мы, Поочередно хлопаем то ладошками, то кулачками
Будем есть мы до весны.

Логоритмические упражнения (координация речи и движения)

Картошка
Мы картошку накопали,
Огурцы с гряды сорвали,
Выдернули всю морковку,
Срезали капустку ловко
И в корзине от земли
Вам в подарок принесли.
(Приседания, наклоны, имитация движений.)

Огород
Повторяй за мной зарядку (Шаги на месте.)
Мы пришли на нашу грядку.
Тыква вот, а вот томат. (Вытянуть руки влево, вправо.)
Здесь — капуста, здесь — салат. (Наклониться к левой ноге, затем к правой.)
Тмин, картошка, артишок (Выпрямиться. Руки на пояс, к плечам, вверх.)
И петрушки корешок. (Руки опустить.)
Все, что вырастили мы, (Развести руки в стороны.)
Будем есть мы до весны. (Руки вниз, выпрямиться.)

Темы по развитию речи детей 4-8 лет

Дети должны знать:

  • названия овощей и их частей;
  • сходство и различие (уметь различать овощи по запаху, вкусу, внешнему виду и на ощупь);
  • что овощи растут в огороде, на грядке, их регулярно поливают;
  • что из овощей можно приготовить различные блюда: суп, щи, борщ, салат и т.д.;
  • что овощи можно заготавливать на зиму: солить, консерви­ровать, сушить, мариновать;
  • что овощи полезны: в них много витаминов.

^ Расширение словарного запаса детей:

названия: огурец, помидор (томат), картофель, свекла, морковь, лук, репа, капуста, редиска, перец, чеснок, баклажан, кабачок, патис­сон, зелень, петрушка, укроп, редька, тыква, бобы, фасоль, горох, стручки, ботва, корни, плоды, семена, клубни, листья, кочан, салат, свекольник, винегрет, сок, мешок, ящик, дорожка, удобрение, вредители, урожай, огород, грядка, земля, посадка, полив;

признаки: красный, зеленый, желтый, спелый, неспелый, вкусный, невкусный, сладкий, кислый, горький, соленый, маринованный, кон­сервированный, сырой, вареный, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, продолговатый, гладкий, созревший, душистый, ароматный, сочный, овощной;

действия: сажать, ухаживать, расти, сеять, рыхлить, зреть, поли­вать, поспевать, собирать, брызгать, выдергивать, выкапывать, сре­зать, мыть, натирать, варить, тушить, жарить, кушать, хрустеть, заго­тавливать, солить, квасить, консервировать, мариновать, сушить.

^ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами в единственном и множественном числе «На­зови ласково» (детям от 4 лет)

Огурец — огурчик — огурчики,

помидор — помидорчик — помидорчики,

картофель — картошечка — картошечки,

баклажан — баклажанчик — баклажанчики,

перец — перчик — перчики,

тыква — тыковка (тыквочка) — тыковки,

редис — редисочка — редисочки,

морковь — морковка (морковочка) — морковки,

свекла — свеколка (свеколочка) — свеколки,

лук (луковица) — лучок (луковичка) — луковички,

репа — репка (репочка) — репки,

чеснок — чесночок — чесночки,

петрушка — петрушечка — петрушечки,

укроп — укропчик — укропчики,

капуста — капусточка — капусточки,

фасоль — фасолинка — фасолинки.

^ Образование множественного числа существительных в име­нительном и родительном падежах «Один — много» (детям 58 лет)

Помидор — помидоры — помидоров,

картофель — картофель — много картофеля (картошки),

баклажан — баклажаны — баклажанов,

перец — перцы — перцев,

кабачок — кабачки — кабачков,

тыква — тыквы — тыкв,

морковь — моркови — моркови,

свёкла — свёклы — много свёклы (свёкол — в значении «мно­го штук»),

лук (луковица) — лук (луковицы) — много лука (луковиц),

репа — репы — много реп,

редька — редьки — много редьки (редек — в значении «много штук»),

чеснок — чеснок — много чеснока (много головок чеснока),

петрушка — петрушка — много петрушки.

^ Игра «Мы считаем»

Раз, два, три, четыре, пять —

Все умеем мы считать.

Принесли из магазина

Мы огромную корзину.

В ней много разных овощей,

Посчитать-ка их сумей. ^ Ребенок передает овощ сто-

33
— Один огурец. Второй ребенок отдает огурец

Счет в игре ведется до пяти или десяти с каждым овощем.

^ Образование относительных прилагательных «Назови, какой, какая?» (детям 58 лет)

Сок из помидоров — томатный, .

грядка с огурцами — огуречная, .

^ Лексический строй речи

Поиск антонима «Скажи наоборот» (детям от 6 лет)

Кабачок большой, а огурец — маленький, картофель крупный, а редис — . (мелкий), перец внутри пустой, а морковь — . (полная), помидор мягкий, а огурец — . (твердый).

Поиск соответствующего понятия «Беседа об овощах»

Что это? (Название овоща.) Где растет? (В огороде, на грядке.)

Какие овощи растут в земле, на земле, на кустах?

Какие овощи можно выкапывать, какие срывать, срезать, вы­дергивать?

Какой овощ на вкус? Какой формы? Какого цвета? Какой овощ на ощупь?

Что можно из него приготовить?

^ Поиск соответствующего глагола «Убираем урожай» (детям от 6 лет)

Логопед показывает картинки овощей и просит детей отве­тить на вопрос: «Как убирают этот овощ?». Дети составляют предложения — например: капусту срезают и т.д.

Морковь, свеклу, репу, редис — . (дергают).

Огурцы, помидоры, горох — . (срывают).

Классификация понятий «Какие слова обозначают овощи?»

Лук, репа, подорожник, крапива (лук, река); чеснок, редис, роза, смородина (чеснок, редис); кабачки, огурцы, клубника, картофель (кабачки, огурцы, карто­фель);

ромашка, перец, патиссон, малина (перец, патиссон).

^ Игра «Повар» (поиск соответствующего понятия)

Назови блюда, которые можно приготовить из разных ово­щей.

Я положу в борщ — . Я положу в щи — . . Я положу в суп — . .

И девчонки, и мальчишки

Очень любят кочерыжки.

Я — капуста — не хвалюсь:

У меня отличный вкус.

Свеклу варят, свеклу парят,

Без меня обед не сварят.

Не сготовят винегрет

Ни на ужин, ни в обед.

Я и вкусен, я и сочен,

И на вид красивый очень.

Всем известен с давних пор

Под названьем помидор.

Летом свежий и зеленый,

А зимой хорош соленый.

Чем же я не молодец —

Крепкий, вкусный огурец?

Я и горький, я и сладкий,

К солнцу я тянусь из грядки,

Малышам полезный друг,

А зовусь я просто — лук.

Познакомились вы с нами

И теперь узнали сами,

Чем же мы полезны вам

— И большим, и малышам!

^ В. Губернаторова

Как на нашей грядке

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

К осени краснеют. (Помидоры.)

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает. (Лук.)

Заставит плакать всех вокруг, Хоть он и не драчун, а . (лук).

На грядке длинный и зеленый,

А в кадке желтый и соленый. (Огурец.)

Хотя я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла.

Крупна, кругла, сладка на вкус.

Узнали вы? Я . (свекла).

Сидит в темнице,

А коса на улице. (Морковь.)

Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Меня в них ищи. (Капуста.)

А придет на стол она, —

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка.)

Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

Сладка, а не сахар,

С хвостом, а не мышь. (Репка.)

А все без застежек. (Капуста.)
Дети

В доме рядышком сидят

круглые ребятки. ^ Садятся на стулья. Ведущий

Осенью пришла беда — Треснул домик гладкий.

Дети Поскакали кто куда круглые

ребятки! Разбегаются по группе.

^ Игра «Бабка сеяла горох»

Бабка сеяла горох. Ох! Дети водят хоровод. В середи-

не хоровода стоит водящий.
Уродился он не плох. Ох!

Уродился он густой.

Мы помчимся —ты постой.

^ Дети разбегаются по группе. Водящий ловит одного из де­тей, который и заменяет его.

Игра «Уберем урожай овощей»

Имитация движений уборки овощей: картофель выкапывают; капусту срезают; горох срывают.

Дети стоят в круге.
Тоненькие ножки,

Мы тебя кормили,

На ноги поставили,

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь! «Кабачок» танцует, потом вы-

бирает другого ребенка, кото­рый становится «кабачком». Игра повторяется.

Дети должны знать:

  • названия фруктов и их частей;
  • где, на чем фрукты растут;
  • свойства фруктов: вкус, запах, цвет, величину, форму (уметьразличать по внешнему виду, правильно определять);
  • что из фруктов можно приготовить: сок, компот, варенье и т.д.;
  • что фрукты полезны, в них много витаминов.

Расширение словарного запаса детей:

названия: яблоко, груша, лимон, апельсин, мандарин, вишня, пер­сик, абрикос, слива, хурма, банан, пальма, мякоть, семена, плод, кос­точка, корка, яблоня, дерево, ветка, сад, урожай, полив, компот, джем, варенье, сок;

признаки: фруктовый, красный, зеленый, желтый, спелый, вкус­ный, сладкий, кислый, сочный, созревший, полезный, большой, ма­ленький, круглый, овальный, вытянутый, гладкий, шершавый, мягкий, твердый, душистый, ароматный;

действия: сажать, расти, поливать, ухаживать, зреть, собирать, заготавливать, варить, консервировать, выжимать, сушить, поспевать, мыть, резать, вынимать, окапывать.

^ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами в единственном и множественном числе «Назови ласково» (детям от 5 лет)

Яблоко — яблочко — яблочки,

груша — грушка — грушки,

лимон —лимончик — лимончики,

апельсин — апельсинчик — апельсинчики,

мандарин — мандаринчик — мандаринчики,

абрикос — абрикосик — абрикосики,

вишня — вишенка — вишенки,

банан — бананчик — бананчики,

дерево — деревце — деревца,

сад — садик — садики,

ветка — веточка — веточки.

Яблоко — яблоки — яблок,

груша — груши — груш,

слива — сливы — слив,

персик — персики — персиков,

абрикос — абрикосы — абрикосов,

хурма — хурма — много хурмы,

вишня — вишни — много вишни (несколько вишен),

апельсин — апельсины — апельсинов,

лимон — лимоны — лимонов,

фрукт — фрукты — фруктов,

сад — сады — садов,

косточка — косточки — косточек,

дерево — деревья — деревьев,

ветка — ветки — веток,

пальма — пальмы — пальм,

семя (семечко) — семена — много семян,

сок — соки — много соков, много сока.

^ Образование существительных и прилагательных множе­ственного числа в именительном и родительном падежах «По­считай фрукты» (детям 58 лет)

Одно яблоко — два яблока — пять яблок,

одно красное яблоко — два красных яблока — пять красных яблок,

одна груша — две груши — пять груш,

одна зеленая груша — две зеленые груши — пять зеленых груш,

один банан — два банана — пять бананов,

один желтый банан — два желтых банана — пять желтых ба­нанов.

^ Образование относительных прилагательных «Назови, какое дерево?» (детям 68 лет)

Дерево с яблоками — яблоневое — яблоня,

. грушами — грушевое — груша,

. сливами — сливовое — слива,

. персиками — персиковое — персик,

. абрикосами — абрикосовое — абрикос;

пальма с бананами — банановая.

^ Образование относительных прилагательных «Назови, какой сок?»

Сок из яблок — яблочный,

. апельсинов — апельсиновый, . персиков — персиковый, . фруктов — фруктовый, . мандаринов — мандариновый.

^ Лексический строй речи

Поиск антонимов «Скажи наоборот»

Персик большой, а абрикос маленький;

у яблока семечек много, а у сливы одно — косточка;

апельсин круглый, а банан длинный;

лимон кислый, а персик сладкий;

апельсин больше, а мандарин меньше.

^ Поиск соответствующего понятия «Беседа о фруктах»

Что это? (название фрукта).

Где растет? (На каком дереве, в каком саду растет?)

Какой формы, цвета? Какой он на вкус? Какой он на ощупь?

Что можно из него приготовить?

Игра «Исправь ошибки»

Логопед говорит детям, что для них пришло письмо от Топтыжки. Но в письме есть ошибки, которые нужно исправить.

Приезжайте ко мне в гости. Я сварю к вашему приезду из яблок яблочный компот. Я испеку из слив яблочный пирог. Я сделаю из груш яблочное желе. Я отожму из апельсинов яблоч­ный сок. Я сварю из вишен яблочное варенье.

Круглое, румяное, с дерева упало —

Любе в рот попало. (Яблоко.)

Само с кулачок, красный бочок.

Тронешь пальцем — гладко,

А откусишь — сладко. (Яблоко.)

Он и сочен, и душист,

А снаружи золотист.

Много долек в нем, друзья,

Для тебя и для меня. (Апельсин.)

Вишу на дереве, кругла, как шар,

Красна, как кровь, сладка, как мед. (Вишня.)

Плод — сладкий, и гладкий,

И круглый, и смуглый,

И душистый, и пушистый,

А середка плода,

Словно камень, тверда. (Персик.)

Внутри сладенькие. (Слива.)

А в середине сладко. (Слива.)

^ Игра «Хитрый ежик»

Дети сидят на стульях.
Хитрый ежик-чудачок

Сшил колючий пиджачок:

Сто булавок на груди,

Сто иголок позади.

Ходит еж в саду по травке,

Натыкает на булавки

^ Когда «ежик» дотрагивается до ребят, они называют фрукт.
Грушу, сливу — всякий плод,

Что под деревом найдет,

И с подарочком богатым

Возвращается к ребятам.

^ Дети повторяют движения.
Руки поднимаем, яблоки

Руки опускаем. В корзину

Руки поднимаем и в корзину убираем.

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

^ Дети повторяют движения.
Пальцы сжать, потом

Развитие речи детей 4-7 лет

Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи

Предлагаемые вашему вниманию задания носят тематический характер , материал построен от простого к сложному. Задания рассчитаны на неделю занятий при ежедневном выполнении.
С детьми 4-5 лет достаточно заниматься 25-30 минут в день. С детишками 5-6(7) лет занятия длятся 35-40(45) минут.
Более подробные пояснения см. «Предисловии»

1. Рассмотреть с ребенком натуральные овощи: картофель, морковь, лук, помидор, кабачок, репу, капусту, перец, огурец, редис, свеклу, чеснок, горох, фасоль. Объяснить, что это все можно назвать одним словом «овощи», помочь запомнить обобщающее понятие «овощи».

2. Обратить внимание на цвет, форму, вкус овощей.

3. По возможности показать и рассказать, где растут овощи.

4. Рассказать, что можно приготовить из овощей (суп, салат, винегрет).

5. Упражнение «Назови цвет, форму» на согласование существительных с прилагательным.

    Морковь (какая?) — оранжевая, овальная.
    Помидор (какой?) — .
    Огурец (какой?) — .
    И так далее.

6. Упражнение «Посчитай» на согласование числительных с существительными.

    1 помидор, 2 помидора, 3 . 4 . 5 помидоров.
    1 огурец, 2 . 3 . 4 . 5 .
    1 репа, 2 . 3 . 4 . 5 .
    1 кабачок, 2 . 3 . 4 . 5 .
    И так далее.

7. Упражнение «Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

    Помидор — помидорчик.
    Репа — репка.
    И так далее.

8. Упражнение «Один-много» на употребление существительных в родительном падеже множественного числа.

    Один помидор — много помидоров.
    Одна морковь — много моркови.
    И так далее.

9. Упражнение на образование множественного числа существительного в именительном падеже.

    Огурец — огурцы.
    Помидор — помидоры.
    Репа — репы.
    И так далее.

10. Упражнение «Измени по образцу» на употребление глаголов настоящего времени во множественном числе.

    Растет — растут.
    Зреет — .
    Зеленеет — .
    Краснеет — .
    Сажает — .
    Копает — .
    Окучивает — .
    Рыхлит — .
    Поливает — .
    Убирает — .
    Спеет — .

11. Развитие пространственной ориентации на плоскости и развитие мелкой моторики.

    Нарисовать 3-4 вида овощей в количестве «один», «много». С левой стороны листа нарисовать по одному овощу, с правой — по нескольку овощей. Ответить на вопрос: «Что нарисовал (а)?»
    (Ответ: «Слева я нарисовал огурец, справа я нарисовал репу. «)

12. Упражнения для пальчиков «Засолка капусты» на развитие мелкой моторики.

    Мы капусту рубим,
    (резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз)
    Мы морковку трем,
    (пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя)
    Мы капусту солим
    (движения пальцев, имитирующих посыпание солью из щепотки)
    Мы капусту жмем.
    (интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки)

13. Развитие слухового внимания. Послушать стихотворение и ответить на вопрос: «Из чего хозяйка варила суп?»

    Хозяйка однажды с базара пришла,
    Хозяйка с базара домой принесла:
    Картошку, капусту, морковь, горох,
    Петрушку и свеклу, ох!
    Накрытые крышкой, в душном горшке
    Кипели, кипели в крутом кипятке:
    Картошка, капуста, морковь, горох
    Петрушка и свекла, ох!
    И суп овощной оказался неплох!
    (Ю. Тувим)

Что растет на нашей грядке?
Огурцы, горошек сладкий,
Помидоры и укроп
Для приправы и для проб.
Есть редиска и салат —
Наша грядка просто клад.
Но арбузы не растут тут.
Если слушал ты внимательно,
То запомнил обязательно.
Отвечай-ка по-порядку:
Что растет на нашей грядке?
(В. Коркин)

14. Развитие логического мышления. Учимся отгадывать загадки.

    Красная девица сидит в темницы, а коса на улице.
    (морковь)

Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок.
К земле прирос крепко. Что это?
(репка)

  • Сидит дед, во сто шуб одет.
    Кто его раздевает, тот слезы проливает.
    (лук)
  • 15. Развитие слуховой памяти.

      Выучить стихотворение (любое).

    Капуста
    Росточком была, все воду пила.
    Побелела, растолстела,
    Словно сахар захрустела.
    Лето прожила, много листьев сберегла,
    Одевалась, одевалась,
    А раздеться не смогла.
    (А. Прокофьев)

    Огород
    В огороде много гряд,
    Тут и репа, и салат.
    Тут и свекла, и горох,
    А картофель разве плох?
    Наш зеленый огород
    Нас накормит круглый год.
    (А. Прокофьев)

    16. Дидактические игры «Узнай на ощупь», «Узнай по запаху» на развитие тактильно-вкусовых ощущений.

      Предложить ребенку узнать овощи на ощупь (по запаху) с закрытыми глазами.

    1. Рассмотреть с ребенком натуральные овощи: картофель, морковь, лук, помидор, кабачок, репу, капусту, перец, огурец, редис, свеклу, чеснок, горох, фасоль. Уточнить, как это все можно назвать одним словом.

    2. Обратить внимание на цвет, форму, вкус овощей.

    3. Расспросить ребенка, где растут овощи.

    4. Уточнить у ребенка, что можно приготовить из овощей (суп, салат, винегрет).

    5. Рассказать ребенку о труде колхозников осенью по сборке урожая овощей. Помочь запомнить информацию.

    5. Упражнение «Назови цвет, форму» на согласование существительных с прилагательным.

      Морковь (какая?) — оранжевая, овальная.
      Помидор (какой?) — .
      Огурец (какой?) — .
      И так далее.

    6. Упражнение «Посчитай» на согласование числительных с существительными.

      1 помидор, 2 помидора, 3 . 4 . 5 помидоров.
      1 огурец, 2 . 3 . 4 . 5 .
      1 репа, 2 . 3 . 4 . 5 .
      1 кабачок, 2 . 3 . 4 . 5 .
      И так далее.

    7. Упражнение «Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

      Помидор — помидорчик.
      Репа — репка.
      И так далее.

    9. Упражнение «Один-много» на употребление существительных в родительном падеже множественного числа.

      Один помидор — много помидоров. Одна морковь — много моркови.
      И так далее.

    10. Упражнение на образование множественного числа существительного в именительном падеже.

      Огурец — огурцы.
      Помидор — помидоры.
      Репа — репы.
      И так далее.

    11. Упражнение «Измени по образцу» на употребление глаголов настоящего времени во множественном числе.

      Растет — растут.
      Зреет — .
      Зеленеет — .
      Краснеет — .
      Сажает — .
      Копает — .
      Окучивает — .
      Рыхлит — .
      Поливает — .
      Убирает — .
      Спеет — .

    12. Упражнение «Измени по образцу» на изменение глаголов прошедшего времени по числам.

      Что делал? — Что делала? — Что делали?
      Сажал — Сажала — Сажали
      Копал — . — .
      Поливал — . — .
      Рыхлил — . — .
      Окучивал — . — .
      Собирал — . — .

    13. Упражнение » Какой сок?» (учимся образовывать относительные прилагательные).

      Сок из огурца — огуречный.
      Сок из моркови — морковный.
      Сок из лука — луковый.
      И так далее.

    14. Упражнение «Какие овощи?» (учимся образовывать отглагольные прилагательные).

      Если вощи сварить, то они будут какие? — Вареные.
      А если овощи пожарить, тогда они будут какие? — Жаренные.
      Если овощи потушить, то они будут .
      Если морковь парить, то морковь будет .
      Если огурцы посолить, то они будут .
      Если помидоры мариновать, то они станут .
      Если капусту квасить, то капуста будет .

    15. Развитие связной устной речи.

    А) Составление предложений из слов.

      Помидор, лежать, куст, под.
      Картошка, расти, огород, в.

    Б) Составление сложноподчиненных предложений (упражнение «Закончи предложение»).

      Мама почистила картошку, чтобы.
      Мама помыла овощи, чтобы.
      Мама купила свеклу, чтобы.

    В) Составление сложносочиненных предложений по образцу.

      Морковь оранжевая, а огурец — зеленый.
      Лук горький, а репа — .
      И так далее.

    16. Познакомить детей с многозначными словами.
    Объяснить, что слово «лук» имеет два значения.

    17. Развитие логического мышления.

    Я длинный, зеленый, вкусный и соленый, Вкусный и сырой, кто же я такой?
    (огурец)

    Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи — меня ищи.
    (капуста)

  • Щеки розовые, нос белый, в темноте сижу день целый,
    А рубашка зелена, весь день на солнышке она.
    (редис)
  • 18. Развитие слухового внимания.
    Послушать стихотворение и ответить на вопрос: «Из чего хозяйка варила суп?»

      Хозяйка однажды с базара пришла,
      Хозяйка с базара домой принесла:
      Картошку, капусту, морковь, горох,
      Петрушку и свеклу, ох!
      Накрытые крышкой, в душном горшке
      Кипели, кипели в крутом кипятке:
      Картошка, капуста, морковь, горох
      Петрушка и свекла, ох!
      И суп овощной оказался неплох!
      (Ю. Тувим)

    Что растет на нашей грядке?
    Огурцы, горошек сладкий,
    Помидоры и укроп
    Для приправы и для проб.
    Есть редиска и салат —
    Наша грядка просто клад.
    Но арбузы не растут тут.
    Если слушал ты внимательно,
    То запомнил обязательно.
    Отвечай-ка по-порядку:
    Что растет на нашей грядке?
    (В. Коркин)

    19. Развитие мелкой моторики.
    Упражнения для пальчиков.

      У Лариски две редиски,
      У Алешки — две картошки,
      У Сережки- орванца — два зеленых огурца.
      А у Вовки — две морковки.
      Да еще у Петьки
      Две хвостатых редьки.
      (По очереди разгибать пальчики из кулака, начиная с большого, на одной или обеих руках.)

    20. Развитие слуховой памяти. Выучить стихотворение.

      Помидор.
      В огороде помидор
      Взгромоздился на забор.
      Притворяется негодник,
      Будто сам он — огородник!
      Ай-ай-ай, помидор!
      Стыд тебе и позор!
      Возмутилась тетя репа:
      — Это глупо и нелепо!
      Ай-ай-ай, помидор!
      Стыд тебе и позор!
      Крикнул дядя огурец:
      — Безобразник! Сорванец!
      Ай-ай-ай, помидор!
      Стыд тебе и позор!
      Покраснел сорванец,
      Устыдился, наконец,
      И скатился чин по чину
      К огороднику в корзину!
      (Я. Бжехва)

    Считалочка
    Как-то вечером на грядке
    Репа, свёкла, редька, лук
    Поиграть решили в прятки,
    Но сначала встали вкруг.
    Рассчитались четко тут же:
    Раз, два, три, четыре, пять!
    Прячься лучше, прячься глубже,
    Ну а ты иди искать!

    Для занятий хорошим подспорьем будет альбом № 1 «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР». Автор Н. Э. Теремкова, стр. 5-9.

    Комментарии к статьям
    Развитие речи. Сентябрь

    12.09.2007, 18:15
    Магдалина

    Большое спасибо за материал. Я работаю в логопедической группе и пользуюсь им с самого начала.Так легко работать! 13.09.2007, 11:53
    ЛЕНА ЛАСИЧ

    СПАСИБО БОЛЬШОЕ ЗА ТАКОЙ РАЗДЕЛ. ОН ТАК НАМ ПОМОГАЕТ. 22.09.2007, 11:10
    Тамара

    Большое спасибо за помощь.Хоть в Таллиннском дет. саду этот материал можно использовать не в полной мере, но подбор, его расстановка и планирование очень помогли в работе! 23.09.2007, 10:43
    Татьяна

    Очень полезный материал.Спасибо от начинающих логопедов! 25.07.2008, 21:32
    светлана

    Хорошо бы ребенку почитать сказку про мышта Крутя и Вертя и петушка там рассказывается как получается хлеб. 21.09.2008, 08:54
    Татьяна, начинающий user

    случайно нашла ваш сайт. материала много по любой теме, буду обязательно выборочно его использовать в своей работе. 11.10.2008, 21:24
    Марина

    Этот материал просто находка для молодых логопедов. Спасибо большое. Я обязательно буду его использовать в своей практике. 05.11.2008, 10:12
    светлана

    Ещн хорошо почитать сказку о петушке и Мышатах крути и Верти там рассказывается про хлеб 24.08.2009, 17:04
    майя

    СПАСИБО!СПАСИБО!СПАСИБО! Я как мама очень благодарна издателю сайта и всем кто принимал участие в этом столь полезном,так скажем проекте.Мы с дочкой(5 ЛЕТ) АЛЛОЙ,занимаемся не каждый день ,но очень охотно все читаем повторяем а потом она самостоятельно играет со своими куклами.Это очень хороший покозатель.Очень все пончтно и граммотно написанно и не так утомительно как порой бывает. СПАСИБО БОЛЬШОЕ ОТ НАШЕЙ СЕМЬИ! ТАК ДЕРЖАТЬ! 08.09.2009, 12:33
    Ольга

    Большое спасибо! Дочке почставили ОНР 3 вида, но надеюсь, мы от него уйдем! 21.09.2009, 18:22
    Татьяна

    Огромное спасибо! Материал просто замечательный. Все доступно, понятно. Легко работать даже начинающим воспитателям логопедических групп. 11.10.2010, 15:53
    татьяна

    Очень здорово, нам бы таких логопедов в сад 24.02.2011, 13:05
    софия

    большое спасибо за такой интересный материал 11.10.2019, 01:05
    Евгений

    Перезвоните мне пожалуйста по номеру. 8 (499) 322-46-85 Евгений.

    Логопедическое домашнее задание по лексической теме «Овощи»

    Марина Коренкова
    Логопедическое домашнее задание по лексической теме «Овощи»

    Овощи (лексический строй речи).

    1. Рассмотрите вместе с детьми овощи и расскажите им:

    • названия овощей и их частей;

    • сходство и различие (уметь различать овощи по запаху, вкусу, внешнему виду и на ощупь);

    • что овощи растут в огороде, на грядке, их регулярно поливают;

    • что из овощей можно приготовить различные блюда (суп, щи, борщ, салат и т. д.);

    • что овощи можно заготавливать на зиму (солить, консервировать, сушить, мариновать);

    • что овощи полезны: в них много витаминов.

    Примерный перечень слов, который Вам поможет:

    Названия: огурец, помидор (томат, картофель, свёкла, морковь, лук, репа, капуста, редиска, перец, чеснок, баклажан, кабачок, патиссон, зелень, петрушка, укроп, редька, тыква, бобы, фасоль, горох, стручок, ботва, корни, плоды, семена, клубни, листья, кочан, салат, свекольник, винегрет, сок, мешок, ящик, удобрение, вредители, урожай, огород, грядка, земля, посадка, полив, прополка.

    Признаки: красный, зелёный, жёлтый, спелый, неспелый, вкусный, невкусный, сладкий, кислый, горький, солёный, сырой, маринованный, консервированный, варёный, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, продолговатый, гладкий, созревший, душистый, ароматный, сочный, овощной.

    Действия: сажать, ухаживать, расти, сеять, рыхлить, созревать, поливать, поспевать, собирать, брызгать, выдергивать, выкапывать, срезать, мыть, натирать, варить, тушить, жарить, кушать, хрустеть, заготавливать, солить, квасить, консервировать, мариновать, сушить.

    2. Игра «Убираем урожай».

    • Морковь, свёклу, репу, редис — выдёргивают;

    • Огурцы, помидоры, кабачки, горох — срывают;

    Ребёнок должен уметь объяснить, почему так, а не иначе.

    3. Игра «Скажи наоборот»:

    • Кабачок большой, а огурец — маленький,

    • Картофель крупный, а редис — мелкий,

    • Помидор мягкий, а огурец — твёрдый,

    • Помидор гладкий, а огурец – шершавый.

    4. Отвечать на вопросы:

    • — Где растут овощи? -.

    • — Какие овощи растут в земле? -.

    • — Какие овощи растут на земле? -.

    5. Описать овощи (по цвету, по форме, по вкусу).

    • Лук (какой) жёлтый, круглый, горький.

    6. Помогите ребёнку составить описательный рассказ про любой овощ с помощью вопросов:

    • Что это? (название овоща)

    • Какой формы, цвета?

    • Какой он на вкус?

    • Какой он на ощупь?

    • Что можно из него приготовить?

    Овощи (грамматический строй речи).

    1. Игра «Назови, какой салат?»:

    • Салат из картофеля — картофельный;

    • Салат из капусты — капустный;

    • Салат из моркови — морковный….

    • Сок из огурцов — огуречный;

    • Сок из помидоров — томатный;

    • Сок из тыквы — тыквенный;

    • Сок из свёклы — свекольный;

    • Сок из капусты – капустный;

    • Сок из моркови – морковный….

    3. Игра «Посчитай овощи»:

    • Одна тыква — две тыквы — много тыкв;

    • Одна спелая тыква — две спелых тыквы — много спелых тыкв;

    • Один огурец — два огурца — много огурцов;

    • Один зелёный огурец — два зелёных огурца — много зелёных огурцов…

    5. Согласование прилагательных с существительными в родительном падеже единственного и множественного числа.

    Например: красный помидор — красные помидоры — красных помидоров

    6. Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа.

    Например: Репа лежит. Репы лежат. Огурец растет. Огурцы растут. Помидор висит. Помидоры висят.

    Перспективное планирование занятий по теме «Овощи» в средней группе План воспитательно — образовательной работы на неделю Тема недели: Овощи Цель: 1. Закрепление навыков использования обобщающих понятий.

    Дидактическая игра «Овощи» Описание работы со слайдами: № Действия и возможный вариант пояснений педагога №1 Название пособия. №2 Воспитатель читает стихотворение.

    Овощи

    Дополнительный материал в интернет-ресурсах

    А. Пластов. «Костер в поле».

    Дж. Родари «Чиполлино».

    морковь, редис, капуста, свёкла, помидор, лук, бобы, горох, огурец, укроп, петрушка,

    репа, кабачок, тыква, перец,

    кочан, картофель, редька, баклажан, чеснок, салат, стручок, урожай.

    расти, поливать, копать, выкапывать, вскапывать, полоть, сажать, сеять, удобрять,

    собирать, окапывать, вырастать, срезать, рассаживать, пересаживать.

    зелёный, жёлтый, красный, синий, рыжий, сочный, круглый, продолговатый, крепкий, горький ,

    крупный, большой, маленький, хрустящий, овощной, пузатая (тыква), пупырчатый, толстокожий, тонкокожий.

    Вышла Люба в огород — (Ставят руки на пояс.)

    Сколько у неё хлопот! (Поднимают руки к щекам, покачивают головой.)

    Нелегко полить на грядке (Разводят руки в стороны.)

    Овощи все по порядку:

    Помидоры, лук, капуста (Поочерёдно загибают палъ цы на правой, затем на левой руке

    на каждое название ово ща.)

    И горошек очень вкусный.

    Репа, огурцы, чеснок,

    Свёкла, редька и укроп.

    Цели: развивать общие речевые навыки, работать над чёткостью дикции.

    Я во двор вела вола,

    За рога вола вела,

    В хлев вела вола,

    Игра «Подскажи словечко»

    Цели: развивать речевой слух, чувство рифмы, учить связному монологическому

    высказыванию (толкование загадки).

    Ход игры. Воспитатель читает стихи, а дети договаривают последнее слово.

    Что за скрип, что за хруст?

    Это что ещё за куст?

    Как же быть без хруста,

    Кругла да гладка,

    Сидит на грядке крепко,

    А зовётся. (репка).

    Заставит плакать всех вокруг,

    Хоть он и не драчун, а. (лук).

    На жарком солнышке подсох

    И рвётся из стручков. ( горох ).

    И зелен , и густ

    На грядке вырос куст.

    Под кустом. (картошка).

    Хотя я сахарной зовусь,

    Но от дождя я не размокла,

    Зовусь я. (свёкла).

    Игра «Назови ласково»

    Цели: развивать грамматический строй речи (образование уменьшительной формы существительных).

    Ход игры. Воспитатель предлагает детям поиграть с мячом. Дети встают в круг, воспитатель бросает

    каждому по очереди

    мяч, называя какой-либо овощ. Ребёнок ловит мяч и называет овощ «ласково».

    Морковь — морковка, морковочка.

    Игра «Овощной магазин»

    Цели: развивать грамматический строй речи (образование множественного числа родительного падежа

    Ход игры. Воспитатель — продавец, перед ним разложены муляжи или картинки с изображением овощей. Дети —

    покупатели, они выбирают, какой овощ хотят «купить», и произносят его название со словом много.

    Я хочу купить много моркови.

    Цели: развивать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных).

    Ход игры. Воспитатель выкладывает перед детьми муляжи или картинки с изображением овощей, говорит

    им, что сейчас дети

    будут поварятами, и предлагает «приготовить» блюда из этих овощей.

    Какой суп получится из картофеля? — Картофельный.

    Какой сок получится из томатов? — .

    Какие котлеты получатся из капусты? — .

    Какой салат получится из огурцов ? — .

    Какие котлеты получатся из моркови? — .

    Какой сок получится из свёклы? — .

    Какой суп получится из лука? — .

    Какое рагу получится из овощей? — .

    Какая икра получится из кабачков? — .

    Какая каша получится из тыквы? — .

    Игра « Собери овощи »

    Цели: совершенствовать фонематические процессы, учить подбирать слова на заданный звук.

    Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми коробку с написанной на ней буквой К и предлагает детям

    положить в неё только те овощи

    (муляжи), в названии которых есть звук [к].

    Слова: картофель, кабачок, капуста, тыква, баклажан, морковь, лук, свёкла, чеснок, петрушка, редька.

    Игра «Весёлые звуки»

    Цели: совершенствовать навык звукового анализа слов.

    Ход игры. Воспитатель помещает на ковролинограф картинки с изображением Буратино и с изображениями лука,

    тыквы, укропа и салата и предлагает детям помочь Буратино назвать, что изображено на картинках, и выполнить звуковой

    анализ этих слов. Один ребёнок выкладывает схемы на ковро- линографе, остальные работают

    с раздаточным материалом за столами.

    Слова: пук, тыква, укроп, салат.

    Игра « Загадай — ка »

    Цели: развивать связную речь, умение составлять рассказы- описания; расширять словарь прилагательных; развивать

    грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными в роде,

    Ход игры. Дети загадывают друг другу загадки по опорной

    Он овальный, зелёный, твёрдый, сочный, хрустящий. (огурец).

    Текст для пересказа

    Щипал Телёнок травку возле забора. Подошёл к нему Петушок и принялся рядом зёрнышки

    в траве искать. Вдруг он увидел капустный листок.

    —Ко! — удивился Петушок и клюнул его. Не понравился ему листок. Решил он Телёнку предложить

    попробовать и говорит:

    А Телёнок не понял, в чём дело, и спрашивает:

    —Ко! — говорит Петушок и снова показывает клювом на капустный листок.

    —Му-у? — не понимает Телёнок.

    Так стоят они около капустного листка и разговаривают:

    — Ко! Му-у? Ко-му? Услышала это Коза и как заблеет:

    Источники:

    http://logopediy-dly-detey.ru/logopunkt/leksicheskie-temy/leksicheskaya-tema-ovoshchi-ogorod
    http://mir.zavantag.com/astromoiya/1006597/index.html?page=3
    http://solnet.ee/parents/log_40
    http://www.maam.ru/detskijsad/logopedicheskie-domashnie-zadanija-po-leksicheskim-temam.html
    http://logoped.kalinka5.edusite.ru/p35aa1.html

    Читать еще:  Можно ли шиншиллам давать молоко
    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:

    Adblock
    detector