42 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как называется у цветка серединка

Строение цветка растения. Органы репродукции (пестики и тычинки), строение семязачтка

Цветок — сложная система органов, обеспечивающая семенное размножение у цветковых растений. Появление цветка в процессе эволюции — ароморфоз, обусловивший широкое распространение на Земле покрытосеменных, или цветковых, растений.

Функции цветка:

  • образование тычинок с пыльцевыми зернами плодолистиков (пестиков) с семяпочками;
  • опыление;
  • сложные процессы оплодотворения;
  • формирование семени и плода.

Цветок — это укороченный видоизмененный и ограниченный в росте побег, несущий околоцветник, тычинки, плодолистики (пестики). Строение цветков у всех цветковых растений сходно, а форма — разнообразна. В этом проявляется идиоадаптация — приспособление к различным способам опыления.

Наружное строение цветка

Цветком заканчивается главный стебель или боковые. Безлистная часть стебля под цветком называется цветоножкой. У сидячих цветков цветоножка отсутствует либо сильно укорочена. Цветоножка переходит в укороченную ось цветка, его стеблевую часть — цветоложе. Форма цветоложа может быть удлиненной, выпуклой, плоской, вогнутой. На цветоложе располагаются все части цветка: чашелистики и лепестки, тычинки и пестик (пестики).

Чашелистики и лепестки вместе составляют околоцветник. Чашелистики обычно защищают от повреждений цветок, особенно бутон, но могут выполнять и другие функции. В зеленых чашелистиках, содержащих хлоропласты, происходит фотосинтез. У некоторых растений (тюльпан, ветреница) они становятся лепестковидными и выполняют функции лепестков; могут служить для защиты развивающихся плодов, для их распространения.

Произошли чашелистики из верховых вегетативных листьев. Доказательством этого является их морфологическое сходство с листьями, четко, выраженное у некоторых растений (пион), и спиральное расположение. Совокупность чашелистиков образует чашечку, которая бывает либо раздельнолистной, либо сростнолистной.

Строение цветка растения

Лепестки выполняют функции привлечения опылителей и содействия успешному опылению. Происхождение лепестков двоякое: у одних растений — это видоизмененные тычинки. Такие лепестки у кувшинки, а также у представителей семейств лютиковых, гвоздичных, маковых и др. Другая группа растений имеет лепестки, как и чашелистики, листового происхождения (пион, магнолиевые).

Совокупность лепестков цветка называется венчиком. Размеры, строение, окраска венчика разнообразны, что связано с биологией опыления. У ветроопыляемых растений венчик либо недоразвит, либо отсутствует. Лепестки могут срастаться краями, образуя скоростнолепестной венчик (вьюнок, петуния). В процессе эволюции такой венчик произошел от свободнолепестного.

При наличии в цветке чашечки и венчика околоцветник называется двойным. Если лепестков нет либо разница между ними неясно выражена, околоцветник называется простым. Простой околоцветник может быть либо венчиковидным с яркой окраской — у тюльпанов, лилий, ландышей, либо чашечковидным, зеленого цвета — у конопли, лебеды, крапивы. Цветки без околоцветника называются голыми — у осоки, ивы.

Тычинки

Внутри околоцветника ближе к лепесткам располагаются тычинки. Число их различно: от одной до десятка и более. В процессе эволюции тычинка дифференцировалась на тычиночную нить и пыльник. Пыльник состоит из двух половинок, соединенных продолжением тычиночной нити. В каждой половинке пыльника по два спорангия, их называют гнездами пыльника, или пыльцевыми мешками.

Строение тычинки цветка

Гнезда заполнены тканью из первичных спорогенных клеток. В результате ряда последовательных митозов из первичных спорогенных клеток образуется множество материнских клеток — микроспор. Затем материнские клетки делятся мейотически, образуя тетрады гаплоидных микроспор. Каждая такая микроспора превращается в пыльцевое зерно. Для этого она увеличивается в размерах и покрывается двойной оболочкой: наружной (экзиной) и внутренней (интиной). Наружная оболочка благодаря основному ее компоненту — спорополленину — характеризуется высокой стойкостью: не растворяется в кислотах и щелочах, выдерживает температуру до 300°С, сохраняется миллионы лет в геологических отложениях.

Внутри пыльцевого зерна формируется мужской гаметофит: гаплоидная микроспора делится митотически, образуя более крупную клетку-трубку (вегетативную) и в ней —маленькую генеративную клетку. Генеративная клетка делится еще раз митотически на две мужские гаметы — спермии.

Пестики

Внутреннюю часть цветка занимают пестики. Количество их бывает от одного до десятка и более. Каждый пестик образован одним или многими сросшимися плодолистиками.

В нижней части пестика — завязи — находятся семязачатки (семяпочки). Из верхней его части в процессе эволюции образуется столбик, приподнимающий рыльце над пестиком. При отсутствии столбика рыльце называется сидячим. Завязь может быть верхняя, если она располагается на плоском или выпуклом цветоложе, а все остальные части цветка прикрепляются под пестиком. У цветков с нижней завязью вогнутое цветоложе срастается с ее стенкой, околоцветник и тычинки прикрепляются над пестиком.

Строение пестика

У завязи пестика находится полость — гнездо. Различают одно-, и многогнездную завязи. Многогнездная завязь образуется в результате срастания нескольких плодолистиков. Количество гнезд равно числу сросшихся плодолистиков. В каждом гнезде на стенках завязи формируются семязачатки (семяпочки), либо сидячие, либо на семяножках. Их бывает от одного (слива, вишня) до нескольких тысяч (мак, орхидные).

Строение семязачатка (семяпочки)

При анатомическом исследовании семяпочки различаются следующие составные части:

  • Семяножка;
  • нуцеллус;
  • покровы;
  • микропиле;
  • зародышевый мешок.

По семяножке в зародышевый мешок поступают питательные вещества и ею семяпочка крепится в завязи. Нуцеллус семяпочки — это паренхиматическая питающая и защитная для мегаспор ткань. Снаружи нуцеллус одет одним или двумя покровами (интегументами). Они покрывают нуцеллус не сплошь. Чаще сверху семяпочки они не соединяются и образуют небольшое отверстие, которое называется микропиле, или пыльцевход.

Самую внутреннюю часть семяпочки занимает зародышевый мешок, который у покрытосеменных представляет собой женский гаметофит.

Строение семязачатка

Семязачаток (семяпочка) состоит из макроспорангия и окружающего его покрова. В макроспорангии закладывается одна материнская клетка, из которой путем мейоза образуется тетрада гаплоидных макроспор. Три из них отмирают и разрушаются, а четвертая (дающая начало женскому гаметофиту) макроспора сильно вытягивается в длину, одновременно ее гаплоидное ядро делится митотически. Дочерние ядра расходятся к разным полюсам удлиненной клетки.

Далее, каждое из образовавшихся ядер делится митотически еще дважды и образует по четыре гаплоидных ядра у разных полюсов клетки. Это уже зародышевый мешок, имеющий восемь гаплоидных ядер. Затем от каждой из двух четверок ядер по одному направляются к центру зародышевого мешка, где они сливаются, образуя вторичное диплоидное ядро.

После этого в цитоплазме зародышевого мешка возникают клеточные перегородки между ядрами и он становится семиклеточным.

У одного из полюсов зародышевого мешка размещается яйцевой аппарат, состоящий из более крупной яйцеклетки и двух вспомогательных клеток. У противоположного полюса — три клетки-антипода. Все шесть клеток гаплоидны. В центре находится диплоидная клетка со вторичным ядром.

У большинства растений цветки имеют тычинки и пестики и называются обоеполыми. Бывают цветки и однополыми: тычиночные (мужские) либо пестичные (женские). Мужские и женские цветки могут располагаться на одной особи, такое растение называют однодомным (огурец, кукуруза, дуб, береза), а если на разных особях — двудомным (конопля, ива, тополь). Однополые цветки и двудомные растения — это одно из приспособлений к перекрестному опылению.

Диаграммы и форумулы растений

Для краткого описания цветка пользуются диаграммами и формулами. Диаграмма — это схематическая проекция элементов цветка на плоскость, перпендикулярную к его оси. Все части цветка, прицветник и материнский побег обозначают определенными значками: чашелистики — фигурной скобкой, лепестки — круглой скобкой, тычинки — поперечным разрезом через пыльник, пестик — поперечным разрезом через завязь.

При составлении формулы цветка околоцветник обозначают буквой О, чашелистики — Ч, лепестки — Л, тычинки — Т, пестик — П. Число частей цветка обозначают цифрой, написанной у основания буквы. Если тычинок и пестиков больше 12, ставят значок — ∞. При срастании частей цветка соответствующие цифры берут в скобки. Верхнюю завязь обозначают горизонтальной чертой под числом, нижнюю — над числом пестиков.

Непосредственно образовательная деятельность «В гостях у Цветочной феи»

Елена Береснева
Непосредственно образовательная деятельность «В гостях у Цветочной феи»

МБДОУ «Детский сад №14» городского округа город Шарья Костромской область

Непосредственно образовательная деятельность “Познание» с детьми второй младшей группы “В гостя у Цветочной Феи

Составила: Старший воспитатель Береснева Елена Петровна

Вид детской деятельности: игровой, коммуникативный, познавательно-исследовательский, продуктивный.

Цель: расширять представления детей о растениях, о простейших взаимосвязях в живой природе, о свойствах воды: бывает прозрачной, чистой, мутной.

• Воспитательные задачи: воспитывать любознательность, желание ухаживать за растениями;

• Развивающие задачи: развивать память, внимание; эстетическое восприятие.

Образовательные задачи: формировать представление о строении цветка,учить различать листья, стебель; закреплять красный,синий, жёлтый и зелёный цвета; закреплять свойства воды.

Возраст детей: 3–4 года (вторая младшая группа).

Направление: “Познавательно-речевое развитие”.

Основная образовательная область: “Познание” (формирование целостной картины мира).

Интеграция образовательных областей: “Познавательное развитие”, “Социально-коммуникативное развитие”

Форма проведения: подгрупповая.

Планируемые результаты: создание интереса, эмоционального настроя к деятельности, участвуют в наблюдении за цветком в вазе, участвуют в процессе распускания лепестков цветка в воде, в разговоре с педагогом, воспринимают художественное слово во время выполнения физкульт. минутки “Цветок”.

Методы и приёмы:

обращение к личному опыту детей;

– наводящие вопросы к детям;

– эксперимент «Какого цвета цветок»;

– физкульт. минутка “Цветок”;

– полив цветка;

– индивидуальная работа с детьми.

Наглядные средства обучения:

Цветок с закрытыми лепестками, цветок с открытыми лепестками, прозрачные вазы с чистой и грязной водой, лейки с водой, использование мультимедийной установки,бумажные цветы (красные, жёлтые,синие,тарелочки с водой, увядающий небольшой цветок в цветочном горшке, эмблемы с изображением цветов, презентация, музыка «Вальс цветов».

Организация детей: стоя возле воспитателя, сидя за столами, стоя в кругу, сидя на подушках.

Индивидуальная работа: полив цветка, эксперимент с цветком.

Словарная работа: слова:стебель,лепесток.

– труд в уголке природы;

– дидактическая игра “Цвета”;

– чтение художественной литературы: энциклопедия в картинках для малышей, энциклопедия для детей “Весь мир”, Ю. Соколов, энциклопедия “ Всё обо всём” Д. И. Ньюсон;

Читать еще:  Засолка огурцов на зиму хрустящие в полуторалитровые банки

– рассматривание серии демонстрационных картин “Наш детский сад”.

Вводная часть (длительность 2–3 минуты).

Цель: создание интереса, эмоционального настроя к деятельности.

Основная часть: (длительность 8–10 минут).

Цель:реализация задач программного содержания.

Заключительная часть: (длительность 2–3 минуты).

Цель: подведение итога деятельности.

Организационный момент. Здороваются со взрослыми.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмитесь

И друг другу улыбнитесь

Звучит вальс цветов.

Воспитатель: -.Дети послушайте, что вы слышите (ответы)какая красивая музыка звучит – это “Вальс цветов“. Ребята, вы любите путешествовать?Сегодня я приглашаю вас в цветочную страну. 1,2,3,4,5- начинаю превращать, вокруг себя обернись и в цветочек превратись. Вот мы и в волшебной стране. Дети, цветочная фея приготовила нам цветы,в которые вы после того как оденете их на руку- превратитесь. Каким цветком вы хотели бы быть?

Воспитатель показывает детям закрытый цветок.

Воспитатель. Ребята посмотрите, что нам подарила цветочная фея. Что это (ответы детей) какой красивый цветок. Кто знает, как называется этот цветок (ответы) Наш цветок называется, ребята давайте подойдём поближе рассмотрим цветок.

(Рассматривание цветка.) Ребята, скажите, какие цветы вы знаете? (Дети называют цветы.).

Знакомство с цветком.

Воспитатель. Дети,кто знает, что есть у цветка (ответы) У цветка есть лепестки и стебель (показывает). Какие интересные слова – “лепесток”,”стебель”. Давайте повторим -лепесток, стебель. (Хоровые и индивидуальные ответы детей.). Дети,какого цвета лепестки? стебель (ответы)

Воспитатель. Лепестки красные, а стебель зелёный. (Воспитатель опрашивает 2–3-х детей какого цвета лепестки и стебелёк.). Дети, мне интересно-что ещё есть у цветка. (ответы) Мне подсказала Цв. фея,что у цветка есть серединка. А вы видите серединку у нашего цветка? Почему, как вы думаете? у нашего цветка лепестки закрылись и поэтому мы не видим его серединку. (Показывает детям цветок, серединку не видно). А когда ее мы можем увидеть? (тогда,когда цветок раскроется).Подскажите мне что нужно сделать, чтобы цветок раскрылся (ответы) давайте поставим наш цветок в воду. Посмотрите,какая вода в первой вазе (прозрачная, чистая). Какая вода во второй вазе? (грязная, мутная). В какую вазу поставим цветок? Почему?

Дети, посмотрите, нам цветочная фея оставила подарки. Как вы думаете -Что это? (ответы) Это открытые или закрытые цветы (ответы)Это закрытые бутоны цветов, я предлагаю вам отпустить их в тарелочки с водой и посмотреть, что произойдёт.

(Воспитатель. Дети какого цвета у вас цветок (опрашиваю по очереди, А серединка Цветка?Вот какие красивые цветы у нас распустились!

Физкульт. минутка “Цветок”.

Дети встают в круг.

Будит солнышко цветочек: (Потягиваются.)

“Просыпайся – ка, дружочек.

Раз, два, три, четыре, пять – (Постепенно разводить руки в стороны.)

Новый день пришел опять”.

А как вечер опустился –

Спать цветок заторопился. (Руки под щеку)

Раз, два, три, четыре, пять – (Постепенно соединяютруки над головой.)

Завтра с солнышком вставать! (Хлопают в ладоши)

Воспитатель обращает внимание детей на цветок. Давайте подойдем к нашему цветку, он соскучился без нас! Ребята,посмотрите, что произошло с цветком (он раскрылся, Как вы думаете,почему (ответ) Мы поставили его в воду, и он открыл свои лепестки. Вот какая волшебная вода! (За это время цветок должен открыться, если этого не произойдёт, его можно незаметно заменить.)

Воспитатель. Всем растениям нужна вода? Если их не поливать, что случится? А где у вас в группе цветы, уголок природы?.(Дети проходят в уголок природы.) Ребята, посмотрите, какие у нас цветы красивые. А как вы ухаживаете за цветами? .Воспитатель достаёт из середины увядающий цветок. Ребятки, смотрите, цветок заболел!Почему (ответы) Он совсем сухой! Как же нам помочь цветку? Ответы детей. Конечно, его нужно скорее полить. Егор возьми лейку и полей цветок. Ребёнок поливает цветок. Теперь наш цветок снова оживёт. Мы потом с вами придём и посмотрим. Давайте и остальные цветы польем, дадим им «попить», чтоб они, тоже, не заболели.

Вам понравилось в гостях у цветочной феи?

Что подарила нам цветочная фея? Напомните мне, что есть у цветка? Почему цветок раскрылся? Какая бывает вода? Какую воду можно пить? Ребята, вода напоила наши цветочки.

Расцвели цветочки

А сейчас нам пора возвращаться в детский сад

-1,2,3,4,5-начинаю превращать, вокруг себя обернись, в детский сад возвратись! Дети, мне очень понравилось с вами путешествовать! Какие вы добрые, умные, внимательные дети. Ребята, а сейчас я предлагаю посмотреть какие красивые цветы выращивают люди.

(презентация на интерактивной доске)

Коллективная работа в средней группе по аппликации и лепке «Жуки на цветочной клумбе» Цель: Учить детей лепить жуков, используя скорлупу грецкого ореха и пластилин, передавать строение (туловище, голова, шесть ножек). Закрепить.

Конспект НОД по развитию художественно-эстетического вкуса в старшей группе «Сказка о цветочной стране» Катунина Любовь Сергеевна, воспитатель МКОУ «Иванинская СОШ» Курчатовского района Курской области. Конспект открытой НОД по развитию.

Конспект развлечения для детей второй младшей группы «В гостях у бабушки Маланьюшки» Конспект развлечения для детей второй младшей группы «В гостя у бабушки Маланьюшки» Цель: доставить детям положительные эмоции, развивать.

Конспект занятия по лепке во второй младшей группе «Угостим гостя оладьями» МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №29» Г. Сергиев Посад Составила и провела воспитатель Комарова Е. А Конспект занятия по лепке.

Летнее развлечение «На цветочной поляне» Дети всех возрастных групп собираются на спортивной площадке. Цветочница: Здравствуйте ребята! Собрались мы сегодня на цветочной полянке.

Подвижная игра для подготовительной группы «В гостях на цветочной полянке» Цель: развивать движение и мимику, воображение, воспитывать интерес к растительному миру. Оборудование : маски на голову :ромашка, фиалка,.

Проект ландшафтного дизайна цветочной клумбы на территории детского сада «Цветочная поляна» Цель проекта: Украшение и озеленение территории детского сада – «Парадной зоны» придать ей композиционную завершённость, создать уют,.

Середина цветка как называется

Кто о чем, а я о том, как поиграть в хорошую игру не покупая ее. У Djeco есть очень хорошая игра на реакцию, называется Москито. На днях сделала для нее карточки и сшила из фетра комара, пчелок, цветок. Хочу показать вам, что из этого получилось. Читать далее →

До умопомрачения люблю! Усталость, стрессы все пропадает когда я с ней) Вчера выбрались с дочерью на прогулку после сада, я пораньше ее забрала. Утром Саша не хотела оставаться там, плакала, говорила что скучать будет( Это лето у нас теплое, уже середина августа, но погода радует теплом) Ходим в платьицах и сандаликах) Рядом с детской площадкой, на которой мы были, газончики – наблюдали бабочек) Она садилась на цветки и шевелила там усиками) Видимо, пила нектар) Саша в восторге! Сказала что хочет. Читать далее →

Самые первые садовые растения – это весенние первоцветы. Еще не успел сойти снег, а в проталинах уже появились первые ростки, тянущиеся своими цветочками к яркому весеннему солнцу. К таким растениям относятся: Эрантис (весенник). Расцветает одним из первых, как только сходит снег и появляются первые проталины. Обриета. Посадив на участке это чудо, в середине весны вы увидите прекрасный ковер из фиолетовых, розовых или малиновых цветов. Цветет с мая примерно 40 дней. Одним из достоинств этого растения является то, что оно зимует. Читать далее →

Или о том, как всё цветёт. Моё любимое время – середина весны. Настолько всё прекрасно, что даже домой заходить не хочется. Поражает с какой скоростью всё растёт! У меня сегодня пост про зелень) Покажу, как растёт чабрец и мята) Ну и куча всяких цветочков) Немного лапушистых Сергеевичей и простобуквы) Читать далее →

Каждый индивид имеет символ, который является для него глубоко личным. Это может быть какой-то простой объект, вроде белого цветка или желтой ленты, звездочки, животного или травинки – все что угодно .Никогда не отвергайте образ из-за того, что он кажется слишком мирским, -разрешается буквально все. Вполне возможно, что у кого-то окажется символ, подобный вашему: это просто означает наличие групповой связи. Читать далее →

Наконец собралась рассказать о наших комплексных занятиях. Сегодняшнее занятие мы посветили теме грибов. Читать далее →

“Всюду маки свечами печали горят На войной опалённых фландрийских полях, Между мрачных крестов, что рядами стоят, В тех местах, где недавно закопан наш прах.” Читать далее →

В прошлом году пошла я на эксперимент) сама не знаю зачем)) просто так решила попробовать. В этом году эксперимент продолжился))) на этот раз пережили зиму уже 4 шт. Читать далее →

Источник Василий Александрович Сухомлинский всю жизнь проработал в школе, написал более 600 статей и около 30 книг о воспитании и оказал огромное влияние на развитие всей отечественной педагогики. Мысли Сухомлинского удивляют своей современностью. Он одним из первых заговорил о вреде школьных оценок и выступал за запрет физических наказаний. Педагог призывал молодых отцов ухаживать за новорождённым наравне с матерью. И утверждал, что в школе не учат жизни. Знание математики или физики ещё никому не помогло построить крепкую семью: поэтому в его. Читать далее →

В этом году впервые занималась садом и огородом, опыта в этом деле не было вообще. Когда весной ходила по Леруа, обратила внимание на красивые картинки в цветочном отделе. Купила, цветок называется Ранункулюс, он же Лютик Азиатский. Пришла домой, стала читать описание, кто да как выращивает, испугалась )) По отзывам в инете он вроде как не для начинающих, как мне показалось. Но на практике оказалось, что не всё так сложно и у меня выросли в этом году прекрасные и необычные цветочки. Читать далее →

Читать еще:  Как размножить плетистую розу черенками

Незабудка полевая (Муоsotis arvensis) Общие сведения Семейство: Бурачниковые – Воraginaceae. Ботаническое название: Муоsotis arvensis. Аптечное название: Myosotis arvensis (Незабудка полевая) – простое (однокомпонентное) гомеопатическое лекарственное средство. Народные названия: горлянка, лихорадочная трава, пригожница. Болотная незабудка – жабьи очки, духовка, волосовая, измоден полевой. Планета: – Знак Зодиака: – Стихия: – Язык цветов: – “помни обо мне” Основные свойства: – Описание: Незабудка полевая – это однолетнее или двулетнее растение, относящееся к семейству Бурачниковые. Оно является медоносом и перганосом. Стебель у незабудки прямостоячий, ветвистый;. Читать далее →

Как называется у цветка серединка

Определение цветка. Части цветка

Цветком у покрытосеменных растений называют укороченный неразветвленный побег с ограниченным ростом, листья которого метаморфизированы в связи с половым размножением, происходящим здесь же в цветке и приводящим к образованию семян.

Большинство морфологов суживают понятие цветок , считая обязательным для него наличие пестика, т. е. замкнутого мегаспорофилла или плодолистика (или нескольких плодолистиков); при таком понимании у голосеменных не будет цветка, а он будет характерен лишь для покрытосеменных. Но такое толкование не является общепринятым; многие считают, что и голосеменные имеют цветки, хотя в более характерном, типичном виде (с околоцветником) они развиты лишь у покрытосеменных.

Цветок, как правило, заканчивает собой ось, т. е. главный или боковые, часто очень укороченные стебли, и никогда не образуется на листьях. Ось цветка (укороченная стеблевая часть его) называется цветоложем или тором 1 ; к нему прикреплены все метаморфизированные листья, составляющие цветок.

Цветоложе бывает (рис. 274) обычно несколько расширенное, плоское, у некоторых коническое (лютик, малина), даже длинное, вытянутое (гравилат, мышехвостник) или, наоборот, вогнутое (роза, вишня, слива, манжетка) .

Часть стебля непосредственно под цветоложем, несущая весь цветок, называется цветоножкой ; иногда она бывает почти не развита, и цветок называется сидячим (например, у вербены, цветки в головках некоторых клеверов, в корзинках сложноцветных).

Цветок, представляющий собой боковой побег, выходит из пазухи листа, который называется кроющим листом или менее правильно прицветником ; у большинства это бывают очень простые по форме, небольшие верхушечные листья. У некоторых, например у крестоцветных,


Рис. 274. Цветоложе:

1 – плоское (пион); 2 – выпуклое (лютик Ranunculus sceleratus); 3 – вогнутое (манжетка). Все цветки в продольном разрезе.


Рис. 275. Цветок колокольчика (Campanula medium) с кроющим листом (л) и прицветниками (пц).

кроющие листья цветков абортированы. Кроме того, у многих растений на цветоножке бывает еще один (у однодольных) или два (у двудольных) маленьких верхушечных листа, называемых тоже прицветниками или прицветничками , если кроющий лист называют прицветником. У однодольных прицветничек бывает расположен против кроющего листа на стороне цветоножки, обращенной к главной оси. У двудольных два прицветничка бывают расположены по бокам цветоножки направо и налево от кроющего листа, в плоскости, перпендикулярной к плоскости, идущей через кроющий лист и главную ось (рис. 275). У некоторых двудольных развито много прицветничков (например, у японской камелии). Наличие или отсутствие прицветничков бывает характерно для целых семейств, отдельных родов или видов.

В цветках, расположенных сбоку на побеге (а таковых большинство), сторона цветка, обращенная к кроющему листу, называется передней или нижней , или абаксиальной 2 , противоположная, обращенная к оси побега, – задней или верхней , или адаксиальной 3 . Вертикальная плоскость, проходящая через ось побега, несущего цветок, середину цветка и среднюю жилку кроющего листа, называется

срединной или медианной 4 ; плоскость, лежащая под прямым углом к срединной и проходящая тоже через ось побега, называется поперечной или трансверсальной 5 .

Типичный полный цветок (рис. 276) состоит из следующих частей (снизу вверх). Чашечка , обычно зеленая, небольшая, состоящая из свободных или более или менее сросшихся чашелистиков. Венчик , более крупный, обычно не зеленый, а иначе окрашенный, состоящий также из свободных или сросшихся лепестков. Тычинки , или микроспорофиллы, образующие в своей совокупности так называемый андроцей 6 . Каждая тычинка состоит обычно из нижней, тонкой части – тычиночной нити и прикрепленного к вершине ее более толстого пыльника; в последнем развиваются микроспоры. Пестик или пестики образованы одним или несколькими плодолистиками, или мегаспорофиллами, и образуют


Рис. 276. Строение цветка:

1 – полный обоеполый цветок; 2 – цветок пиона (в продольном разрезе со многими тычинками и двумя пестиками, прочие удалены); 3 – отдельные части цветка (схема); цв – цветоложе; ч – чашелистики; л – лепестки; т – тычинки; п – пестики.

гинецей 7 . В пестике различают нижнюю, несколько вздутую, полую часть – завязь , в которой находятся мегаспорангии – семяпочки ; над завязью у большинства находится тонкий столбик , кончающийся наверху различно устроенным рыльцем ; если столбик не развит, рыльце называют сидячим (на завязи).

Микроспора (или чаще пылинка, проросшая микроспора) так или иначе попадает на рыльце ( опыление ); там из нее развивается пыльцевая трубочка, проникающая через столбик в завязь и семяпочку, где происходит оплодотворение яйцеклетки, после чего семяпочка превращается в семя, а пестик – в плод. Малозаметные в цветке тычинки и пестики являются, следовательно, наиболее важными частями его.

Чашечка и венчик вместе называются околоцветником или покровами цветка и являются не столь существенными частями его, как тычинки и пестики. Они играют защитную роль для последних и, кроме того, важны при перенесении пыльцы. Околоцветник, расчлененный на чашечку и венчик, называется двойным . Если же околоцветник весь однородный, окрашенный в один цвет, то его называют простым (рис. 277). Ярко окрашенный простой околоцветник, похожий на венчик, называют венчиковидным , как например у тюльпанов, лилий, гиацинтов, ландыша, голубого подснежника, или пролески (Scilla), ветреницы (Anemone), калужницы (Caltha), гречихи и др.; простой невзрачный


Рис. 277. Цветки с простым околоцветником:

околоцветник зеленоватого цвета, похожий на чашечку, называют чашечковидным , как например у свеклы, лебеды, крапивы, конопли, ожики (Luzula), щавелей и др. Цветки, не имеющие совершенно околоцветника и состоящие лишь из спорофиллов (андроцея, гинецея), называют голыми или беспокровными , как например у ясеня, белокрыльника (Calla palustris), ив, осок и др. (рис. 278).

В цветках мы имеем бесконечное разнообразие крупных и мелких наследственно постоянных признаков – формы, окраски, размеров, взаимного расположения и числа их частей. Вследствие непродолжительной


Рис. 278. Цветки без околоцветника:

1 – обоеполый (белокрыльник); 2 – обоеполый (ясень); 3 и 4 – однополые (ива): 3 – тычиночный, 4 – пестичный; крл – кроющий лист; н – нектарник.

жизни цветков, их специфической функции, лучшей защищенности и других причин на строении их почти не отражается влияние почвенных климатических и т. п. факторов. Поэтому они имеют огромное значение для выяснения родственных связей растений, их эволюции, и систематика покрытосеменных растений основывается главным образом на строении их цветков.

1 От латинского “торус” – возвышение, ложе.

2 От латинских “аб” – от, “аксиалис” – осевой.

3 От латинских “ад” – к (направление к чему-либо), “аксиалис” – осевой. Термины “абаксиальный” и “адаксиальный” применяются не только к цветкам, но и ко всем другим органам растения, расположенным на стебле (листьям, почкам, боковым побегам), когда хотят обозначить их сторону, обращенную от стебля (абаксиальная) или, наоборот, обращенную к стеблю (адаксиальная).

4 От латинского “медианус” – средний.

5 От латинского “трансверсариус”, “трансверсалис” – поперечный.

6 От греческих “анер” (род. падеж -“андрос”) – мужчина, “ойкос” – жилище, дом.

7 От греческих “гюне” – женщина, “ойкос” – жилище, дом.

Цветок

Цветок представляет собой укороченный видоизмененный побег покрытосеменных растений, специализированный для образования спор и гамет, а также для осуществления полового процесса, результатом которого является развитие плода с семенами.

Строение цветка

Приступим к классификации частей цветка. Цветок состоит из:

  • Стеблевой части, в которой выделяется:
    • Цветоножка – разветвление стебля, на котором расположен цветок
    • Цветоложе – расширенная верхняя часть цветоножки, от которой отходят чашелистики, лепестки, тычинки, пестики
  • Листовой части, которая подразделяется на:
    • Чашелистики – видоизмененные листья, составляющие чашечку листа
    • Лепестки – внутренние видоизмененные листья, составляющие венчик листа

    Отметим, что в ботанике есть такое понятие как околоцветник: так называют внешнюю часть цветка, окружающую репродуктивные органы. Обычно околоцветник состоит из внешнего кольца чашелистиков (чашечка) и внутреннего кольца лепестков (венчик).

  • Генеративной части, включающей в себя:
    • Тычинки – мужской половой орган цветка, состоящий из тычиночной нити и пыльника, в гнездах которого образуется пыльца. Каждое пыльцевое зерно содержит вегетативную клетку и 2 спермия.
    • Пестик – основная расположенная в центре часть цветка, является женским половым органом.

    Состоит из завязи – нижней утолщенной части пестика, из которой в дальнейшем образуется плод, столбика – центральной части пестика между завязью и рыльцем, и самого рыльца – широкой верхней части пестика, на которую попадает пыльца.

    В завязи пестика формируются семязачатки, которые после опыления и оплодотворения образуют семена. Выделяют цветки с верхней завязью – картофель, горох, редька, гвоздика и с нижней завязью – у огурцов, колокольчиков, подсолнечника. Верхняя завязь свободная, ее легко выделить из цветка. Выделить нижнюю завязь, не повредив цветок, значительно труднее, так как она срастается с тычинками, листами околоцветника и даже с цветоложем (у огурца).

    Особо отметьте наличие в цветке нектарников (медовиков). Они привлекают насекомых-опылителей, выделяя нектар – сахаристый сок с характерным запахом. При попытке собрать нектар насекомые сотрясают генеративную часть цветка, рассыпая пыльцу на себя, на рыльце пестика (благодаря чему происходит опыление) и на другие части цветка. Сами насекомые служат опылителями, перенося на тельце и конечностях пыльцу с одних цветков на другие.

    Околоцветник

    Вместе чашелистики и лепестки составляют околоцветник. Околоцветник цветка бывает двойным и простым. Двойной околоцветник включает в себя чашечку и венчик, имеется у яблони, гороха, картофеля. Если околоцветник не разделен на чашечку и венчик, то его называют простым. Простой околоцветник состоит из листочков, характерен для лука, дуба, березы, тюльпана и ландыша. У некоторых растений околоцветник отсутствует, их цветки называются “голые” : у тополя, вербы.

    Чашечка

    Чашечка – наружная часть околоцветника, образованная чашелистиками. Строение чашечки у разных растений отличается. Выделяют:

    • Раздельнолистную чашечку – состоит из разделенных между собой чашелистиков: у дикой редьки, земляники
    • Сростнолистная чашечка – чашелистики сращены между собой: у гвоздики, гороха

    Венчик

    Венчик – внутренняя часть двойного околоцветника, образованная лепестками и обычно ярко окрашенная. Строение венчика может быть разным. Венчик может быть:

    • Свободнолепестный – лепестки венчика разделены между собой
    • Спайнолепестный – лепестки венчика срастаются друг с другом

    В дальнейшем по мере изучения семейств покрытосеменных мы изучим формулы цветков. Запомните сейчас, что в случае, если любые части цветка срастаются между собой, то в формуле цветка их число берется в скобки.

    Симметрия цветка

    Исходя из особенностей симметрии цветка их подразделяют на:

    • Правильные (актиноморфные), через которые можно провести множество плоскостей симметрии. Правильные цветки имеются у гвоздики, лилии, огурцов. В формуле такие цветки обозначаются знаком *
    • Неправильные (зигоморфные), такие цветки имеют только одну плоскость симметрии. Цветки такого типа есть у гороха, шалфея, львиного зева. В формуле такой цветок обозначается знаком ↑

    Однодомные и двудомные растения

    Обоеполые цветки имеют и тычинки, и пестики в одном цветке. Однако есть растения, у которых тычинки и пестики расположены на разных цветках. У таких растений на цветке находятся либо тычинки (тычиночные цветки) – мужские цветки, либо пестики (пестичные) – женские цветки. В зависимости от расположения мужских и женских цветков эти растения делятся на:

    • Однодомные – у них и мужские, и женские цветки расположены на одном и том же растении: у кукурузы, березы, тыквы.
    • Двудомные – имеют и женские, и мужские цветки, расположенные на разных растениях: у тополя, конопли, вербы.

    Поделюсь своей собственной ассоциацией, чтобы вы успешно запомнили эти понятия. Вообразите, что в гости к зажиточным хозяевам приехало большое количество гостей. Богатые хозяева построили на участке два дома, и у них есть возможность разделить всех гостей, так что мужчины отделяются от женщин и идут в разные дома (“двудомные растения”). В случае если хозяева оказались менее богаты, то у них только один дом, так что гостям и мужского, и женского пола придется искать место для ночевки в одном доме (“однодомные растения”).

    Семязачаток

    Также называется семяпочкой. Представляет собой образующийся в завязи многоклеточный орган, из которого развивается семя. Ткани завязи образуют выступ (вырост), называющийся плацента, которым семязачаток крепится внутри завязи. С помощью семяножки семязачаток сообщается с плацентой.

    В семязачатке происходит процесс мегаспорогенеза, на которых мы остановимся подробнее:

      Мегаспорогенез

    Процесс локализуется в нуцеллусе, называющимся мегаспорангием. Мегаспора (материнская клетка) начинает делиться мейозом, и, что предсказуемо, получается четыре клетки – четыре гаплоидные мегаспоры. Из них три отмирают, выживает только одна, приближенная к халазе – ткани, где соединяются интегумент и нуцеллус.

    Запомните, что из мегаспоры развивается женский гаметофит – зародышевый мешок. Гаметофит у растений это гаплоидная многоклеточная фаза в цикле развития, которая чередуется со спорофитом – диплоидной фазой.

    Ядро мегаспоры трижды делится эндомитозом (удвоение числа хромосом внутри ядерной оболочки, без разрушения ядрышка и без образования нитей веретена деления). В результате образуется 8 ядер, по 4 ядра у каждого полюса зародышевого мешка. На этой восьмиядерной стадии деление ядра женского гаметофита окончено.

    От каждого из двух полюсов в центр зародышевого мешка направляется по одному ядру, так называемые – полярные ядра. Таким образом, у полюсов зародышевого мешка их остается по три. Две клетки в центре сливаются и образуют центральную клетку, диплоидного (2n) набора хромосом. На микропилярном полюсе зародышевого мешка одна наиболее крупная клетка превращается в зиготу, а две других становятся вспомогательными клетками – синергидами, короткоживущими клетками. Вместе яйцеклетка и синергиды образуют яйцевой аппарат.

    Локализуется в микроспорангиях – гнездах пыльника. Диплоидная материнская клетка делится мейозом, в результате образуется четыре микроспоры с гаплоидным набором хромосом. Каждая из микроспор делится митозом, в результате получаются две клетки: крупная вегетативная и более мелкая генеративная – эти две клетки и составляют пыльцевое зерно (пыльцу). Пыльцевое зерно состоит из двух оболочек – интины (внутренней) и экзины (наружной).

    Важно отметить, что в пыльцевом зерне к моменту оплодотворения или после него развиваются мужские половые клетки – спермии (или сперматозоиды), необходимые для процесса оплодотворения. Запомните, мужской гаметофит семенного растения – пыльцевое зерно.

    Опыление

    Опыление – процесс переноса пыльцы с пыльников на рыльце пестика (у цветковых растений) или на семязачаток (у голосеменных). В изучении любой темы важным аспектом является классификация. Выделяют два типа опыления:

      Самоопыление

    Самоопыление это опыление в пределах одной и той же особи, возможны : гейтоногамия (от греч. géitōn сосед и gámos брак), или автогамия, в пределах одного цветка ( от др.-греч. αὐτός — «сам» и γάμος — «брак»). Самоопыление помогает выживать растениям в неблагоприятных условиях окружающей среды, на отдаленных от суши островах, в тундре – когда затруднено или невозможно перекрестное опыление.

    Перенос пыльцы из пыльника цветка одного растения на рыльце пестика другого растения. Отметим искусственное опыление, которое сознательно осуществляет человек для повышения урожайности или выведения новых сортов. Осуществляется с помощью воды, ветра и животных. Здесь необходимо ввести новые термины:

      Ветроопыляемые растения

    Такие растения имеют следующие характерные черты: у них мелкие цветки, невзрачный околоцветник, цветки лишены нектарников (то есть запах у цветов отсутствует). Ветроопыляемые растения обычно растут большими скоплениями (заросли тростника, березовые рощи), зацветают до появления листьев. Тычинки располагаются у них на длинных, свисающих нитях. Пыльцы очень много, она мелкая, сухая.

    Пыльцевые зерна благодаря наличию воздушных мешков могут перемещаться на большие расстояния, достигающие десятков километров: 30-35 км у березы, у ольхи до 400 км.

    Эти растения отличают крупные цветки, мелкие – собраны в соцветия. Имеют нектарники и характерный запах (аромат), особенно важный для привлечения насекомых. Пыльцы мало, она крупная, тяжелая, клейкая. Ее внешний слой (экзина) часто покрыт различными приспособлениями, которые помогают зацепится за насекомых: бугорки, шипы, гребешки.

    Теперь вы точно знаете, почему именно насекомооплыяемые растения стоит дарить прекрасным девушкам, а не ветроопыляемые (на первом свидании точно лучше подстраховаться насекомооплыяемыми, хотя если вы хотите удивить – вперед в березовую рощу 😉

    Оплодотворение

    Оплодотворение – слияние спермия, сперматозоида (мужской половой клетки) с яйцом, яйцеклеткой (женской половой клеткой), приводящее к образованию зиготы. Тем или иным способом пыльца (пыльцевое зерно) оказывается на рыльце пестика. Вегетативная клетка начинает прорастать в ткани пестика, растворяя их, формирует пыльцевую трубку. Из генеративной клетки образуются два спермия.

    Пыльцевая трубка прорастает до зародышевого мешка, благодаря чему спермии достигают яйцеклетки. Далее у цветковых растений происходит уникальное явление, открытое С.Г. Навашиным – двойное оплодотворение. Как вы помните, из генеративной клетки образовалось два спермия. Суть двойного оплодотворения заключается в том, что один из спермиев сливается с яйцеклеткой (оплодотворяет ее) с образованием зиготы (диплоидна), из которой развивается зародыш. Второй спермий сливается с центральной клеткой (эта клетка к моменту слияния уже диплоидна) с образованием эндосперма (триплоиден) – запасного питательного вещества.

    После оплодотворения с течением времени из семязачатков образуются семена. Из интегумента семязачатка (от лат. integumentum — покрывало, покров) образуется семенная кожура. Околоплодник формируется из стенок завязи пестика.

    Соцветия

    Цветки, особенно у насекомооплыемых растений, редко расположены по одиночке. Чаще всего цветки образуют скопления – соцветия. Соцветие – часть годичного побега растения, несущая цветки и видоизмененные прицветные листья, в пазухах которых и располагаются цветки или соцветия.

    Этот раздел мы также изучим с помощью классификации. Соцветия подразделяются на:

      Простые

    Простыми называют соцветия с одной осью – главной, на которой расположены цветки. К простым соцветиям относятся:

      Кисть – цветки поочередно крепятся к неразветвленной удлиненной главной оси. Имеется у ландыша, черемухи.

    Сложными называют соцветия, у которых на главной оси расположены не цветки, а частные (парциальные) соцветия.

      Метелка – по-другому называется – сложная кисть. Главная ось ветвится, от нее отходят оси боковые, на которых расположены цветки – у сирени, или колоски: у овса, риса, просо.

    © Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2020

    Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

    Источники:

    http://animals-world.ru/cvetok-rasteniya-stroenie-cvetka-rasteniya/
    http://www.maam.ru/detskijsad/-v-gostja-u-cvetochnoi-fei.html
    http://www.babyblog.ru/theme/seredina-cvetka-kak-nazyvaetsya
    http://www.6y.ru/B5052Part112-321.shtml
    http://studarium.ru/article/11

    голоса
    Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: