Какие особенности строения и образа жизни позволяют разделить
§7. Тип Плоские черви (Классы Ресничные, Сосальщики, Ленточные)
Подробное решение параграф 7 по биологии для учащихся 7 класса, авторов В. В. Латюшин, В. А. Шапкин 2014
Почему плоские черви получили такое название?
Плоские черви получили такое название из-за специфической формы тела.
Какие плоские черви опасны для человека?
Для человека опасны бычий цепень, эхинококк, свиной цепень.
Вопросы
1. Каковы отличия плоских червей от кишечнополостных?
Плоские черви, в отличие от кишечнополостных, имеют двустороннюю симметрию тела. Их тело состоит из нескольких слоев. Появились органы.
2. Какие особенности строения и жизни позволяют разделить тип плоских червей на классы?
Разделить тип плоских червей на классы позволяют особенности внешнего строения тела, специфические черты внутреннего строения, разные циклы развития и среды обитания.
3. Почему у ленточных червей отсутствуют органы пищеварения?
Ленточные черви ведут паразитический образ жизни. Они питаются переваренной пищей внутри тела хозяина, поэтому в собственной пищеварительной системе нет необходимости.
4. Какие меры профилактики помогут избежать заболеваний, вызываемых паразитическими плоскими червями?
Профилактикой гельминтозов служат следующие меры:
– Соблюдение правил личной гигиены (мытье рук перед едой)
– Использование только качественных продуктов питания
– Достаточная термическая обработка мяса.
5. Личинки плоских червей способны самостоятельно передвигаться. Какое это имеет значение?
Подвижность личинок способствует быстрому поиску промежуточного хозяина.
Задания
Используя различные источники информации, подготовьте сообщение о современных достижениях гельминтологии.
Являясь частью комплекса паразитологических наук, гельминтология тесно связана одновременно с многими другими биологическими науками (прежде всего с зоологией), медициной, ветеринарией и фитопатологией. Гельминтология решает различные проблемы как теоретические, так и прикладного характера. К основным теоретическим проблемам относятся: выяснение путей происхождения паразитизма у гельминтов, изучение их исторического развития и познание закономерностей взаимоотношений гельминтов с организмом хозяина, в котором они паразитируют.
Прикладные проблемы охватывают: детальное изучение всех патологоморфологических и патологофизиологических процессов, связанных с заражением человека, полезных животных и растений различными гельминтами, в целях изыскания наиболее эффективных методов диагностики, профилактики и лечения вызываемых ими заболеваний, Основные разделы Гельминтология: общая Гельминтология (изучение Гельминтология, фауны, морфологии, систематики, биологических циклов и физиологии гельминтов); медицинская Гельминтология (гельминтозы человека, меры борьбы с ними); ветеринарная Гельминтология (гельминтозы домашних и промысловых животных, меры борьбы с ними); агрономическая Гельминтология, или фитогельминтология (изучение влияния гельминтов на растение, разработка мероприятий по борьбе с фитогельминтами).
Гельминтологию невозможно представить себе без участия в ней академика Константина Ивановича Скрябина. Под его непосредственным руководством и частично с его участием было проведено более трёхсот специальных экспедиций, охвативших всю территорию нашей страны, все её зоны. Под его руководством были выпущены многотомные труды по всем крупным группам паразитических гельминтов. Очень много сделано и в теоретическом отношении. Начав с простого накопления фактов, он создал гельминтологию как науку, провёл её через периоды становления и формирования. Он говорил, что он видит время, пусть оно придёт не очень скоро, когда гельминтологам будет нечего делать, потому что изучаемые ими объекты исчезнут, вернее, их уничтожат сами люди. Учёный открыл около 200 новых видов паразитов, дал совместно с другим советским учёным, Р. С. Шульцем, номенклатуру основных групп, предложил метод полного гельминтологического вскрытия, которым пользуются не только советские, но и многие зарубежные учёные. За научные работы академику К. И. Скрябину было присвоено звание Героя Социалистического Труда, ему была присуждена Ленинская премия, дважды Государственная премия и Золотая медаль имени И. И. Мечникова.
В современной гельминтологии исследования ведутся по нескольким основным направлениям: медицинская гельминтология изучает паразитических червей, клинические проявления и эпидемиологию вызываемых ими гельминтозов человека; ветеринарная гельминтология – гельминтов и гельминтозы домашних, сельскохозяйственных и промысловых животных; предмет общей гельминтологии – анализ закономерностей формирования и особенностей отношений между гельминтами и организмом хозяина, исследования экологии, морфологии, систематики, филогении и видообразования у гельминтов. Особые разделы гельминтологии изучают паразитических червей растений (фитопаразитических нематод) и насекомых, разрабатывают методы подавления вредителей сельского хозяйства. Одно из современных направлений гельминтологии – молекулярная гельминтология, изучающая функционирование и эволюцию генов, обеспечивающих феномен паразитирования.
Вопрос 4. Как появилась колониальная форма жизни?
Появление колониальной формы жизни можно рассмотреть на примере существующих колониальных полипов. У них образовавшаяся в результате полового размножения подвижная личинка, проделав некоторый путь в толще воды, прикрепляется ко дну и превращается в неподвижную стадию — полип. Бесполым путем на теле полипа образуются, а затем отпочковываются, но не отделяются, как у гидры, другие полипы, которые вскоре также начинают почковаться. Так образуется колония. Кишечные полости полипов сообщаются, и пища, захваченная одним из полипов, усваивается всеми членами колонии.
Можно предположить, что колониальная форма жизни возникла вследствие того, что образующиеся в результате размножения исходной(ых) особи(ей) организмы не удалялись друг от друга. Между ними (вследствие различий условий, в которых находились организмы в центре и на периферии группировки) возникло разделение функций. Одни стали отвечать за прикрепление к субстрату, другие — за питание, третьи— за защиту от врагов, четвертые — за размножение и т. д. Такая специализация привела к преобразованию группы в единое целое — колонию.
7. Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные
Вопрос 1. Перечислите отличия плоских червей от кишечнополостных животных.
Во-первых, в отличие от кишечнополостных, обладающих лучевой симметрией, плоские черви имеют двустороннюю симметрию.
Во-вторых, кишечнополостные являются двухслойными животными, у которых нет внутренних органов. Тело же плоских червей состоит из многих слоев клеток. Внутри кожно-мышечного мешка располагаются внутренние органы, объединенные в системы органов: пищеварительную, выделительную, нервную и половую. Пространство между этими органами заполнено клетками, поэтому внутренняя полость отсутствует.
Вопрос 2. Какие особенности строения и образа жизни позволяют разделить тип плоских червей на классы?
Класс Ресничные черви. Почти все представители класса свободноживущие черви и имеют на поверхности тела реснички, которые помогают им плавать или перемещаться по дну, но встречаются и паразиты.
Класс Сосальщики. Форма тела сосальщиков чаще всего листовидная. Черви этого класса ведут исключительно паразитический образ жизни. В связи с этим у них имеются специальные органы прикрепления к телу хозяина — присоски. Для сосальщиков характерно развитие с чередованием поколений.
Класс Ленточные черви. Взрослые ленточные черви, как и сосальщики, — паразиты и живут в организме различных позвоночных животных. Тело этих червей, как правило, лентовидное, вытянуто в длину и состоит из большого количества члеников, в которых расположены органы нервной, выделительной и половой систем. Для прикрепления на головном конце у ленточных червей имеются различные приспособления: присоски, крючья, хоботки с крючками и т. п. Развитие, так же как и у сосальщиков, протекает со сменой хозяев.
Вопрос 3. Почему у ленточных червей отсутствуют органы пищеварения?
Взрослые ленточные черви паразитируют в тонком кишечнике позвоночных животных и питаются продуктами пищеварения хозяина, всасывая их всей поверхностью тела. Вследствие этого собственная пищеварительная система ленточных червей оказалась утраченной.
Какие особенности строения и образа жизни позволяют разделить тип плоских
Основные симптомы наличия паразитов в организме человека
Многие годы пытаетесь избавиться от ПАРАЗИТОВ?
Глава Института: «Вы будете поражены, насколько просто можно избавиться от паразитов принимая каждый день.
Многие болезни и расстройства вызывают паразиты в организме человека, симптомы при этом могут не проявляться долгие годы, поэтому большинство людей даже не догадываются о том, что являются носителями тех или иных вредных организмов. Существует много видов червей паразитов, для которых человеческий организм является естественной средой обитания.
Для избавления от паразитов наши читатели успешно используют Intoxic. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…
Паразиты получили свое название из-за своего образа питания. В отличие от бактерий, участвующих в процессе пищеварения и состоящих с человеком в симбиозе, паразиты не несут пользы хозяину. Они крадут питательные вещества, а также вызывают ряд заболеваний в процессе своей жизнедеятельности.
Основные виды паразитов, встречающихся у людей
Существует множество видов паразитов, которые могут жить и размножаться в организме человека, причем попадать в организм они могут самыми разнообразными способами.Многие люди считают, что они достаточно тщательно моют руки и продукты, чтобы не обзавестись таким «нахлебниками», но, как показывает практика, даже самые крайние меры не способны полностью защитить человека.
Статистические данные показывают, что теми или иными видами паразитов заражены более 95% населения планеты.
Разнообразие эндопаразитов человека настолько велико, что на данный момент изучены далеко не все возможные инвазии. Только паразитарных червей в настоящее время известно более 250 видов, причем проживать они могут не только в кишечнике, но и в других органах, в том числе мозге, сердце, легких, печени, мышечных волокнах, волосах и на ногтях. На самом деле любой орган человеческого тела вполне может стать домом для многих видов паразитов. Можно выделить довольно много паразитов, которые часто встречаются у человека.
- Аскариды. Согласно статистическим данным примерно 100 млн человек ежегодно заражаются этим паразитом. Как правило, поражение происходит из-за приема немытых овощей, а также через зараженные предметы. Аскариды поражают ткани мозга, кишечника, глаз, сердца, легких и печени. Питаются эти организмами эритроцитами и питательными веществами. Могут распространяться не только людьми, но и животными
- Острицы. Распространенный паразит в детских коллективах. Заражение, как правило, происходит через грязные руки, зараженные предметы обихода, мягкие игрушки и т.д. Обитают острицы в толстом и тонком кишечнике. Яйца остриц быстро созревают. Взрослые особи редко достигают размеров более 1 см.
- Ленточные черви. К ленточным червям относится большая группа паразитов, в том числе бычий, свиной, собачий, карликовый цепни, а также широкий лентец. Эти организмы не имеют собственной системы пищеварения, поэтому высасывают питательные вещества из организма. Особенно эти организмы любят витамин В12 и фолиевую кислоту, поэтому у больных, имеющих таких паразитов, наблюдается значительный дефицит этих элементов.
- Токсокара. Паразит, который, как правило, поражает собак, но при близком контакте с животным может передаваться и человеку. Длина взрослой особи может составлять 30 см. Могут поражаться почти все органы и ткани, но особенно плохой прогноз при поражении глазных яблок, так как при подобном варианте требуется хирургическое удаление пораженного глаза.
- Альвеококк и эхинококк. Эти микроорганизмы, как правило, попадают в тело человека при контакте с зараженным животным-носителем или его фекалиями. Нередко носителями являются лисицы. В организме человека эти паразиты могут попадать в любые органы, но особенно любят печень и легкие. Далее они образуют кисты, содержащие целые колонии этих организмов. Разрыв кисты может спровоцировать острую аллергическую реакцию и анафилактический шок.
- Анкилостома. Паразит внешне очень напоминает аскарид. Заражение, как правило, происходит через кожу при ходьбе босиком и через немытые овощи и фрукты.
- Круглые черви. Целая группа паразитов, которые могут достигать 40 см в длину. Могут поражать почти все органы и ткани. В процессе своей жизнедеятельности сбрасывают токсические отходы в кровоток. Такой представитель круглых червей, как трихинелла, является возбудителем трихинеллеза. Это заболевание является крайне опасным и отличается тяжелым течением, поэтому в 30% случаев ведет к смерти больного.
- Власоглав. Этот паразит является возбудителем трихоцефалеза. Поражение происходит при употреблении зараженной яйцами возбудителя пищи и воды. Кроме того, заражение может происходить через предметы обихода. Личинки власоглава питаются кровью и лимфой, которые высасывают из капиллярной стенки кишечника. Продолжительность жизни паразита составляет около 5 лет.
- Трематоды. Это распространенный вид плоских червей, который может паразитировать в тканях легких, кровеносных сосудах, кишечнике и печени. Как правило, заражение этими паразитами происходит при употреблении недостаточно обработанной рыбы или мяса крабов.
Симптомы заражения паразитарной инвазии
Паразиты, для того чтобы нормально жить в организме человека, закрепляются к стенкам органов с помощью хитиновых пластик, крючков, жестких волосков, присосок, чем раздражают ткани, вызывая воспалительные процессы. Кроме того, эти организмы крадут питательные вещества, подавляют иммунную систему, отравляют организм продуктами своей жизнедеятельности, а при определенных условиях могут поедать здоровые ткани, вызывая обширные поражения.
Долгое время паразиты могут существовать в организме, не вызывая явных проявлений, но в случае частых переутомлений, переохлаждений ослабления иммунитета и других неблагоприятных условий они могут выдавать свое присутствие. Существует довольно много симптомов, которые нередки у людей, страдающих от паразитарной инвазии, в том числе:
- общая слабость и хроническая усталость;
- резкое похудение или, наоборот, набор веса;
- постоянное чувство голода;
- проблемы со стулом;
- головные боли и мигрени;
- боли в мышцах;
- боли в суставах;
- разнообразные кожные проявления;
- бессонница;
- снижение иммунной системы;
- аллергические реакции;
- повышенная нервозность;
- снижение работоспособности.
Степень интенсивности проявления паразитов в организме зависит не только от типа паразитов, но и от степени поражения ими тех или иных тканей. К примеру, если есть паразиты в печени, могут наблюдаться симптомы печеночной недостаточности. При повреждении этими организмами легких может наблюдаться сильный кашель и даже признаки удушья. В случае поражения паразитами мозга проявления могут быть самыми разнообразными, включая припадки, судороги и т.д. Признаки присутствия паразитов в организме человека могут длительное время не проявляться явной симптоматикой, поэтому для того чтобы точно определить наличие паразитов, следует время от времени проходить профилактическую диагностику.
Принципы лечения паразитарных инвазий
Для того чтобы эффективно лечить паразитарные инвазии, в первую очередь требуется определить разновидность паразита. Наиболее часто для выявления паразита используется:
- анализ крови на наличие яиц паразитов;
- гистологическая капрограмма;
- гемосканирование;
- серологическое исследование.
Все медицинские антигельминтные препараты можно условно разделить на содержащие химически синтезированные вещества и лекарственные средства растительного происхождения. Лечение паразитарной инвазии нередко является крайне сложной задачей, так как химические препараты, хотя в большинстве случаев эффективны, но все же они являются высокотоксичными, поэтому опасны не только для паразитов, но и для организма человека. Схема противопаразитарных препаратов должна быть назначена врачом после выявления вида паразита. Препараты на растительной основе являются более безопасными, так как содержат естественные яды, которые не переносимы для паразитов, но при этом не опасны для человека. Однако к недостаткам таких средств относится тот факт, что эффективны они далеко не против всех видов паразитарной инвазии.
Методы профилактики паразитарных инвазий
В действительности крайне сложно полностью защититься от заражения паразитами, так как их яйца чрезвычайно жизнестойки и могут длительное время оставаться без носителя. В то же время существует ряд правил, которые позволяют значительно сократить риск заражения. В первую очередь нужно следить за своей гигиеной и тщательно мыть руки перед едой.
Кроме того, следует всегда носить с собой антибактериальные салфетки, которые будут очень кстати в случаях, когда нет возможности вымыть руки или обеззаразить поверхность.
Продукты следует покупать только в специализированных магазинах, где есть все сертификаты, подтверждающие их безопасность. Все овощи, в том числе листовые, и фрукты следует обдавать кипятком перед употреблением в пищу. Говядину, свинину и птицу, а кроме того, рыбу и мясо ракообразных обязательно нужно правильно готовить. В случае если предполагается варка или жарка, очень важно не пробовать сырое мясо. Недостаточно просоленное мясо рыбы может стать причиной заражения паразитами, поэтому не стоит есть подобные блюда, если они не были выдержаны в соляном растворе достаточное количество времени.
В случае если в доме имеются домашние животные, следует делать им профилактические прививки, которые позволят защитить животное и его владельцев от распространения паразитов. Профилактические тесты на выявление наличия паразитов позволяют избежать опасных осложнений.
Конспект урока на тему «Многообразие кишечнополостных»
150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ
Урок биологии в 7 а, б классе
Тема «Многообразие кишечнополостных»
- раскрытие многообразия кишечнополостных,
- особенности их строения и образа жизни, связь со средой обитания,
- учить анализировать полученную информацию,
- развивать воображение,
- учить выделять причинно-следственные связи.
- развивать экологическую культуру,
- любовь к животному миру.
Предполагаемый результат урока:
- знание систематики типа: класс Гидроидные, класс Сцифоидные медузы, класс Коралловые полипы.
- умение отличать перечисленных животных.
- ознакомление с ролью животных в природе и жизни человека.
На уроке с этой целью используется мультимедийная разработка, которая дает возможность показать красочные изображения животных, схемы и таблицы, которые используются в различных частях урока, как наглядное оформление сказанному.
I. Постановка познавательной цели.
Учитель : – Сегодня на уроке мы вспомним особенности строения и жизни кишечнополостных животных на примере гидры пресноводной. Затем познакомимся с многообразием кишечнополостных. В этом нам поможет известная техника.
Презентация слайд №1
II. Актуализация опорных знаний.
Второй этап – актуализация опорных знаний: можно использовать презентацию слайды 2 – 4.
– Ответы к слайду 2: 1) Стенки состоят из двух слоев: эктодермы и энтодермы, а между ними – мезоглея. 2) 1-ротовая полость; 2 – кишечная полость; 3 – эктодерма;4 – Энтодерма; 5 – кожномускульные клетки; 6 – промежуточные клетки; 7 – стрекательные клетки.
– Ответы учащихся к слайду 3: 2 – медуза; 3 – актиния, Эти животные относятся к типу кишечнополостных. У них есть щупальца и кишечная полость.
– Ответы учащихся к слайду 4: 1 – стрекательная клетка, 2 – промежуточная ,3 – нервная, 4 – пищеварительная, 5 – яйцеклетка,6 – сперматозоид.
Учитель : – Молодцы, правильно все определили.
III. Изучение нового материала :
Вызов – пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта.
Почему кишечнополостные столь многообразны? В чем же заключается многообразие кишечнополостных? Рассмотрим следующий слайд.
Презентация слайд №5
Учитель : – На слайде изображены кораллы, актиния, гидра, делающая кувырок через голову, колония гидроидных полипов. В чем особенности этих животных, в чем сходство и отличие, на какие классы делится тип кишечнополостных. Рассмотрим таблицу на следующем слайде.
Презентация слайд № 6
После работы с таблицей учитель рассказывает об особенностях строения и жизнедеятельности каждого класса этого типа.
Презентация слайд № 7
Учитель : – На слайде изображен гидроидный полип. Что он напоминает?
Ученик: – Дерево с ветками.
Учитель: – Действительно, у гидроидных полипов новая особь не отпочковывается от родительского организма, а остается на нем, образуя ветвящиеся колонии. Посмотрите внимательно и вы увидите, что не все «веточки» похожи друг на друга. Оказывается, на них образуются половые клетки – гонады. Затем они покидают материнский организм и находятся в виде свободноплавающей форме – медузы. Из нее выходят яйцеклетки и сперматозоиды, при слиянии которых образуется личинка. Одни личинки опускаются на дно около родителей, но большинство разносится течением и в новом месте они образуют новую колонию.
Презентация слайд № 8 , Презентация слайд № 9
Медузы имеют более сложное строение, чем другие кишечнополостные. У них кишечная полость разделена канальцами, имеются органы равновесия – статоцисты. Оказывается у медуз есть органы эхолокации и они могут почувствовать приближение шторма за несколько дней. Ученые заинтересовались этим и сконструировали приборы, предсказывающие шторм.
Тело коралловых полипов покрыто известковым скелетом. Отмирая, кораллы образуют рифы. Известный вам из географии Большой Барьерный риф в Австралии. Вокруг кораллов образуются коралловые острова – атоллы. Внутри такого острова образуется лагуна. Кораллы живут в теплых морях, где много планктона, рядом поселяются водоросли.
Где же могут применятся кораллы?
Ученики : – Для украшений. Раз они известковые, то очевидно для строительства.
Учитель: – Правильно. Из отмерших тел кораллов строят дома, причалы. Каково значение кишечнополостных в природе?
Ученики: – Они являются звеном в цепи питания: сами кого-то едят и их кто-то ест. Актинии дружат с раками отшельниками. Они питаются остатками трапезы рака, а сами защищают его при помощи стрекательных клеток. Между щупалец медуз прячутся мальки трески.
Учитель: – Совершено верно. Для закрепления можно использовать следующую схему для заполнения:
Презентация слайд № 10
Рефлексия (осмысление, рождение нового знания) .
Учитель : – Какие классы кишечнополостных вы узнали?
Ученик: – Гидроидные полипы, Медузы, Кораллы.
Учитель: – Что у них общего?
Ученик: – Они имеют кишечную полость, щупальца, стрекательные клетки.
Учитель: – Чем они отличаются?
Ученик: – Гидроидные – колониальные, медузы – свободноплавающие, кораллы – покрыты известковым скелетом.
Учитель: – Хорошо. Что сегодня вы узнали?
Ученики: – Что у медузы есть органы эхолокации. Что коралл, медуза и гидра – кишечнополостные. Что актинии живут дружно с раками и помогают им. Что кораллы живые существа, хотя и покрыты известковым скелетом.
Учитель: – Молодцы. Что вы теперь умеете?
Ученики: – Отличить медузу и актинию. Отличить коралл от камня. Определить под микроскопом гидру.
Учитель: – Молодцы. Где вы можете это применить?
Ученики: – При наблюдении за животными. При беседе сучащимися младших классов. При написании творческой работы.
Учитель: – Хорошо.
Учитель: – Давайте составим простейший кластер
Рабочая программа. Введение в общую биологию. 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс)
Рабочая программа. Введение в общую биологию. 9 класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 9 классе муниципального общеобразовательного учреждения.
Содержательный статус программы – базовая. Она определяет минимальный объем содержания курса биологии для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по биологии согласно учебному плану МКОУ «Коровяковская средняя общеобразовательная школа» Глушковского района Курской области.
В основе программы лежат следующие законодательные акты и нормативно-правовые документы:
- Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992г №3266-1
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г №1897 об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Основного Общего Образования
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа /сост. Е.С. Савинов – М.: Просвещение, 2014. (Стандарты второго поколения).
Данная рабочая программа по биологии – 9 класс. «Биология. Введение в общую биологию» построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий обучающихся для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального образования и авторской рабочей программой (составитель Г. М. Пальдяева, изд-во Дрофа, 2012 г. к УМК под. ред. профессора, доктора пед. наук В.В.Пасечника).
Представленная рабочая программа соответствует авторской программе основного общего образования по биологии под ред. В.В. Пасечника. Срок реализации программы учебного предмета «Биология» 9 класс – один учебный год.
В связи с большим объемом изучаемого материала рабочая программа предусматривает некоторые изменения. Увеличено количество часов на изучение темы «Возникновение и развитие жизни» (8 часов) за счет сокращения часов на изучение темы «Экосистемный уровень», так как этот материал частично изучается в предыдущих разделах, а так же в 6 и 7 классах в курсах «Ботаника», «Животные». Количество часов на изучение тем «Популяционно-видовой уровень», «Биосферный уровень» сокращено, так как авторская программа рассчитана на 35 учебных недель (70 часов), а в 9 классе только 34 учебные недели (68 часов). Этот материал частично изучается в предыдущих разделах, а так же в курсах «Ботаника» (6 класс), «Животные» (7 класс). Изменения, внесенные в рабочую программу, также касаются тематики экскурсий и лабораторных работ, ориентированных на краеведческий компонент.
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний. Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях : глобальном, метапредметном, личностном и предметном, а также на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы. Они определяются социальными требованиями и включают в себя:
- социализацию обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
- приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Биологическое образование призвано обеспечить:
- ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание и воспитание любви к природе;
- развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе, познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
- формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Отбор содержания в программе проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающего среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Построение учебного содержания курса биологии согласно УМК под.ред.В.В.Пасечника осуществляется последовательно логике от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и межпредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как: умения видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить учебные эксперименты, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как: умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д. Данная деятельность связана с внеурочной деятельностью учащихся.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет «Биология» является обязательной частью естественнонаучных предметов, заявленных как базовые в федеральной части БУПа и в учебном плане любого образовательного учреждения. Примерная программа по биологии для основного общего образования составлена из расчета часов, указанных в базисном учебном плане с учетом 25% времени, отводимого на вариативную часть программы, содержание которой формируется авторами рабочих программ. Настоящая рабочая программа по биологии для 9 класса сохраняет содержательный минимум примерной программы, составлена на основе содержания авторской программы УМК «Вертикаль» под. ред .В.В. Пасечника. На освоение программы отводится 2 часа в неделю, в год – 68 часов.
В соответствии с БУПом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс окружающего мира, включающий интегрированные сведения из курсов физики, химии, биологии, астрономии, географии. По отношению к курсу биологии данный курс является пропедевтическим, в ходе освоения его содержания у учащихся формируются элементарные представления о растениях, животных, грибах и бактериях, их многообразии, роли в природе и жизни человека.
Помимо этого, в курсе окружающего мира рассматривается ряд понятий, интегративных по своей сущности и значимых для последующего изучения систематического курса биологии: тела и вещества, неорганические и органические вещества, агрегатные состояния вещества, испарение, почва и др. Опираясь на эти понятия, учитель биологии может более полно и точно с научной точки зрения раскрывать физико-химические основы биологических процессов и явлений, изучаемых в основной школе (питание, дыхание, обмен
В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе, включающее сведения о многообразии организмов, биологической природе и социальной сущности человека, служит основой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе, где особое значение приобретают мировоззренческие, теоретические понятия.
Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой важное неотъемлемое звено в системе непрерывного биологического образования, являющееся основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА БИОЛОГИЯ, КУРСА «ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ БИОЛОГИЮ»
Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов :
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологичес-кой информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Источники:
http://resheba.me/gdz/biologija/7-klass/latiushin/7
http://studfile.net/preview/7189225/page:5/
http://cherv.bez-glista.ru/parazity/kakie-osobennosti-stroeniya-i-obraza-zhizni-pozvolyayut-razdelit-tip-ploskih/
http://znanio.ru/media/konspekt-uroka-na-temu-mnogoobrazie-kishechnopolostnyh-2523286
http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2020/02/21/rabochaya-programma-vvedenie-v-obshchuyu-biologiyu-9-klass