41 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какой урожай собирают осенью

Содержание

Сентябрь — месяц уборки урожая

Август — последний летний месяц. Впереди — осень, которая красна урожаем, блинами из новой муки. Пора, когда и у воробья пир.

У людей сохранилось много наблюдений. Если теплая осень — к долгой зиме. Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы. Если осенью листья берез начнут желтеть с верхушки, то будущая весна будет ранняя, а если снизу — го поздняя. Высоко птицы перелетные летят осенью, снега много будет, низко — мало. Если луга опутаны тенетником, гуси гуляют стадами, скворцы долго не отлетают, а зайцы долго не белеют, то осень будет протяжная и ведренная (теплая). Куры начинают линять рано осенью — к теплой зиме. Пчёлы осенью плотнее леток воском залепляют — на холодную зиму, оставляют его открытым — к мягкой зиме. Если мыши открывают норы на теплую сторону — зима суровая, а если гнезда во льну совьют — будут большие снега.

Пока лист с вишни не опал, сколько бы снега ни выпало, оттепель его сгонит. Если журавли летят высоко, не спеша, и «разговаривают» — будет стоять хорошая осень. Паутина стелется по растениям — к теплу. Много желудей в сентябре на дубе — к лютой зиме и большому снегу перед рождеством. Частые и сильные туманы в это время, особенно без ветра, причиняют различные болезни людям слабого здоровья.

Пришел Варфоломей — жито на золу сей. Кто пораньше встает — тот грибов наберет, а сонливый да ленивый идёт после за крапивой. Большой урожай грибов в течение лета обещает продолжительную зиму.

Работы в саду и огороде

Сентябрь — месяц уборки основных плодов и овощных культур, закладки их на хранение. Наступило время подведения итогов кропотливого труда на участке.

Плодоводство. Начинается сбор осенних и зимних сортов яблок и груш. Признаком их съемной (технической) зрелости является характерная для данного сорта окраска кожицы, аромат, сочность плодов, а также легко отделяющиеся плодоножки. Семена к этому времени буреют.

Съедобная (потребительская) зрелость плодов наступает несколько позже, у осенних сортов примерно от половины до полутора, у зимних — от полутора до семи месяцев после начала съемной зрелости.

Время сбора яблок и груш даже одного и того же сорта не всегда совпадает по годам и зависит от почвенно-климатических условий, возраста деревьев, степени их обрезки. В прохладные годы на избыточно увлажненных, средневозрастных деревьях, которые не обрезаны, созревание плодов замедляется. И наоборот, они быстрее созревают в условиях теплого климата на более старых, обрезанных деревьях. Обычно осенние сорта семечковых пород убирают в первой-второй декаде сентября, зимние — в третьей декаде.

В первую очередь снимают легкоосыпающиеся сорта, такие, как Антоновка, Минское, Уэлси, Бабушкино, а затем более устойчивые к осыпанию — Пепин шафранный, Белорусский синап, Ребристое.

Снимать плоды необходимо осторожно, аккуратно укладывая их в корзины или полиэтиленовые ведра. Опавшие плоды собирают отдельно. С верхних ветвей яблоки и груши снимают, используя лестницы и плодосъемники различных конструкций. Размер их зависит от возраста, породного состава деревьев и рельефа местности.

Техника съема плодов заключается в следующем. Указательным пальцем нажимают на место прикрепления плода к плодухе (плодушке). Плод осторожно поворачивают вокруг плодоножки вверх и в сторону, противоположную наклону. При снятии плодов их нельзя сдавливать кончиками пальцев и обрывать вместе с плодушками.

Опавшие, битые, поврежденные вредителями и болезнями плоды яблони и груши, а также плоды без плодоножек необходимо использовать в первую очередь для десерта, а также приготовления натуральных соков, варенья, повидла и т.д.

Для длительного хранения отбираются только здоровые плоды с плодоножками. В ящике их перекладывают деревянной стружкой или соломкой. Использовать в качестве упаковочного материала сено нельзя. Влажность стружки должна быть не выше 12%. Наиболее оптимальная температура для хранения яблок и груш 1-5°С тепла, влажность воздуха — 85-90%.

После сбора урожая проводится уборка подпорок и перекопка почвы в приствольных кругах с одновременным внесением органических и минеральных (фосфорно-калийных) удобрений. При этом удаляют сорняки. Следует отметить, что недостаток питательных элементов в почве отрицательно влияет на рост и плодоношение деревьев. Со временем у них ослабевает прирост, листья становятся мелкими, с бледной окраской, понижается процент полезной завязи, урожай плодов снижается. Поэтому один раз через 2-3 года, осенью, нужно вносить в приствольные круги по 3-4 кг навоза, 9-12 г фосфора и калия. При отсутствии навоза следует засевать приствольные круги сидеральными культурами (люпин, донник, вика), которые затем измельчают и вносят в почву совместно с фосфорно-калийными удобрениями.

Перекопка приствольных кругов с целью наименьшего повреждения корневой системы проводится в радиальном направлении, все мельче и мельче при подходе к стволу. Растительные остатки должны быть полностью заделаны в почву.

В сентябре аналогичным способом проводится перекопка почвы под кустарниками (смородина, крыжовник, малина). Перед этим их обрезают (вырезают старые, больные, сухие, свисающие низко к земле ветви). Опавшие листья собирают и сжигают. Следует отметить, что в условиях повышенной загрязненности почв радионуклидами сжигать листья не рекомендуется, их необходимо закапывать за пределами садового участка на глубину не менее 0,6 м.

Картофель и овощи. Сентябрь — напряженный месяц не только для садоводов, но и для огородников. Наступает время уборки картофеля, столовой свеклы, моркови, капусты и закладки их на хранение. Важнейшим условием хорошей легкости этих культур является своевременная уборка в зрелом состоянии до наступления заморозков. Проводят её в сухую, солнечную погоду. За неделю — две до уборки картофеля надо обязательно скашивать ботву. Это способствует ускорению физиологического созревания и предохраняет клубни от заражения фитофторой. Выкопанный картофель просушивают в течение 3-4 часов на солнце, после чего перебирают: удаляются больные, а также поврежденные и мелкие клубни, которые используются для пищевых целей и на корм животным, товарный картофель закладывают на хранение.

Лучший температурный режим хранения наиболее популярных у населения республики сортов (Темп, Адретта, Ласунок и др.) — 1-5°С тепла при относительной влажности воздуха 90-95%. Для улучшения лежкости семенного картофеля после уборки проводится озеленение клубней под действием солнечного света. Использовать для питания или в качестве корма для животных такой картофель запрещается.

Столовая свёкла (сорта Бордо-237, Холодостойкая-19, Пушкинская плоская-18 и др.), как и картофель, не переносит отрицательных температур. Выкапывают её до наступления осенних заморозков. Корнеплоды, предназначенные для закладки на хранение, должны быть свежими, не треснувшими, без заболеваний, с длиной оставшейся ботвы не более 2 см. Оптимальная температура хранения свеклы 0°C, относительная влажность воздуха 90-95%. Многолетняя практика показала, что при хранении в погребах корнеплоды столовой свеклы можно укладывать в два-три слоя поверх картофеля. В данном случае корнеплоды впитывают избыток влаги от клубней и тем самым повышается их сохранность. Хорошо сохраняется свёкла в плотно закрытых полиэтиленовых мешках.

Время уборки столовой моркови (Нантская-4, Витаминная-6 и др.) зависит от влажности почвы и периодичности выпадения осадков. При резких колебаниях влажности она начинает растрескиваться в земле. В таком случае морковь немедленно убирают. Перед закладкой на хранение у моркови обрезают вровень с головкой ботву, корнеплоды просушиваются и пересыпаются влажным песком, лучше речным. Хранится морковь в таре или мешках из полиэтиленовой пленки при температуре от 0°С до 1°С тепла и относительной влажности воздуха 90-95%. Можно использовать для этого нижнюю полку домашнего холодильника.

Среди овощных культур капуста белокочанная обладает более высокой морозостойкостью, поэтому её убирают в последнюю очередь, порой и в октябре. На длительное хранение закладывают только среднепоздние (Белорусская-85, Подарок) и позднеспелые (Амагер-611 и др.) сорта. При уборке кочаны зачищают до плотно облегающих зеленых или белых листьев и оставляют кочерыгу длиной не более 3 см над кочаном. Для зимнего хранения оставляют по два-три неплотно прилегающих зеленых листа. Оптимальная температура хранения капусты составляет от 0°С до Г тепла, относительная влажность воздуха 90-95%. В хранилищах с естественным охлаждением её хранят на стеллажах слоем в 2-3 кочана или в таре. Для снижения заболевания кочанов капусты их нередко опудривают мелом из расчета 1,5-2 кг на 100 кг продукции.

Другие статьи на эту тему читайте здесь.

Осенью люди собирают урожай. Открытое занятие «Собирай урожай»

Популярные материалы

Today’s:

Осенью люди собирают урожай. Открытое занятие «Собирай урожай»

Анастасия Саетова
Открытое занятие «Собирай урожай»

Цель: Закрепить знание детей об овощах и фруктах; развивать речь и мышление детей; побуждать детей к диалогу. Стимулировать с помощью игры двигательную активность, формируя основные жизненно-важные движения.

1. Поддерживать стремление ребёнка активно вступать в общение всеми доступными речевыми средствами;

2. Развивать умение откликаться на вопросы и предложения взрослого; сопровождать речью игровые действия;

3. Воспитывать умение соотносить свои движения с окружающими предметами.

Оборудования: большая корзина с овощами и фруктами, карточки овощи и фрукты, презентация к занятию , муз. центр; сказочные кукольные герои.

Какие работы выполняют люди осенью в поле. Что делают люди осенью.

Здравствуйте, уважаемые посетители нашего блога!

Месяц август подходит к концу, а вместе с ним и лето. И мы постепенно переходим на тему «Осень» . А начнём мы с нового поста о том, что делают люди осенью и как рассказать об этом ребёнку. Немного позднее выйдет и презентация на эту тему.

Осенью у людей много забот и много работы. Ведь осень – это пора сбора урожая.

Именно осенью в садах созревает много фруктов и ягод – сливы, яблоки, груши, рябина, клина и другие.

На полях идёт сбор урожая. Хлеба убирают специальными машинами — комбайнами.

А в огороде зреют овощи — свекла, морковь, картофель, капуста, кабачки, перец и так далее. Нужно успеть собрать весь урожай согородов, садов и полей, и подготовить его для долгого хранения зимой.

Осенью многие люди устремляются в лес за осенними дарами – грибами и ягодами. В лесу зреют такие грибы — опята, подберезовики, подосиновики, белые, сыроежки. И ягоды — морошка, брусника, клюква.

Осенью у хозяек в разгаре пора заготовок фруктов, ягод, овощей и грибов на зиму. Они квасят, солят, сушат, консервируют,замораживают – словом, делают запасы на долгую зиму и весну.

А ещё осенью нужно подготовить землю на полях и огородах к зиме. Перед весной земля должна отдохнуть – её перекапывают и вносят полезные вещества – удобрения.
И делают это именно под зиму, чтоб подготовить землю к весенней посадке и следующей осенью собрать хороший урожай.

Читать еще:  От одышки рецепт с медом чесноком и лимоном

А ещё, вспаханная земля хорошо промёрзнет за зиму и в нейпогибнет больше вредных насекомых и сорных растений.

А знаете ли вы, что осенью не только собирают урожай с полей и огородов, но и сажают новые растения – чеснок, петрушку, озимые рожь и пшеницу и т.д.

Саженцы деревьев и кустарников лучше пересаживать тоже осенью.

Также, осенью люди занимаются уборкой своих дворов, улиц — ведь так много листьев опадает с деревьев в осенний период. А стволы деревьев внизу белят известью – так зимой зайцы не будут обдирать с них кору.

Вот сколько интересного можно поведать своим детишкам о том, что делают люди осенью.

А скачать иллюстрированную презентация с этим текстом вы можете здесь .

С Уважением. Елена Медведева.

Труд людей в поле. Проект образовательной деятельности «Труд людей в природе весной»

Мария Яценко
Проект образовательной деятельности «Труд людей в природе весной»

Тема недели: « Труд людей в природе весной »

Цель: Формировать первоначальные представления о весенних работах людей в природе .

Знакомство с профессией садовник, наблюдение за работой дворника .

Наблюдение за посадкой семян цветочных растений и овощей на грядках.

Формировать желание помогать взрослым.

Воспитывать уважение к труду взрослых .

Создание условий: Котенок игрушка

Альбом о профессиях

Взаимодействие с родителями исоциумом: организация субботника совместно с родителями.

Итоговое мероприятие: «Субботник»

Непосредственно образовательная деятельность Совместная организованная образовательная деятельность

Тема: « Труд людей »

Тема: «Скворечник» (Комарова стр 76)

Учить детей изображать в аппликации предметы, состоящие из нескольких частей. Уточнить знание цветов. Развивать цветовое восприятие.

Тема: «Рассматривание картины «Люди в огороде» . Звуковая культураречи: звук с, з» (Гербов стр. 75)

Отрабатывать четкое произношение звука с Упражнять детей в умении вести диалог.

Тема: «Слева, справа» (Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова Игралочка стр. 80)

Закрепить умение понимать и использовать в речи слова «слева» , «справа» , «посередине» , сформировать представление о положении предмета справа и слева от себя.

Тема: «Лопата и грабли»

Учить детей рисовать предметы, состоящие из сочетания линий; рисовать предметы крупно, располагая изображения по всей поверхности листа.

Тема: занятие 15

Цель: обучить разным способам ходьбы.

Тренировать в чередовании бега, ходьбы, в построении по команде инструктора.

Развивать двигательную активность, наблюдательность.

Труд людей осенью рассказ. Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию детей в подготовительной группе «Сельскохозяйственный труд людей осенью»

ИРИНА ЮРСКАЯ
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию детей в подготовительной группе «Сельскохозяйственный труд людей осенью»

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию детей в подготовительной группе .

Теме: « Сельскохозяйственный труд людей осенью »

1. Активизировать словарь по теме » Труд людей осенью «, «Овощи» , «Фрукты» . Формировать представления детей о том , что труд существовал всегда , что его средства и формы изменились в связи с техническим прогрессом; поддерживать у детей интерес к профессиям, их взаимосвязи.

2. Расширять представление о труде сельских жителей , Формировать интерес к людям новых профессий – фермер, овощевод, хлебороб, животновод.

3. Воспитывать уважение к сельскохозяйственному труду людей . Воспитывать бережное отношение к продуктам сельскохозяйственного труда .

Здравствуйте ребята. Вы любите играть? Сегодня я хочу вам предложить поиграть в разные игры, но их всех будет объединять одна тема. А вот какая, вы попробуйте отгадать. И так загадки, слушайте внимательно.

Опустел наш школьный сад

Журавли на юг летят,

Распахнулись двери школ

Что за месяц к нам пришел?

Все мрачней лицо природы,

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился,

Что за месяц к нам явился?

Поле черно белым стало?

Падает то дождь то снег,

А еще похолодало,

Льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи?

Конечно, молодцы. Скажите, а к какому времени года относятся эти месяцы? ( Осень ) правильно. Это осень . И речь сегодня пойдет об Осени .

Скажите, что нам приносит осень ? -своиплоды: созревают овощи в огороде, в садах поспевают фрукты, в лесах ягоды и грибы. В поле созревает пшеница, овес.

Вырос в поле дом,

Полон дом зерном. Стены позолочены,

Ставни заколочены (колос)

«Собери картинку» каждому ребенку будет предложена картинка разрезанная на несколько частей. Одним фрукты, другим овощи, грибы, ягоды. Дети собирают картинки. Затем по схемерассказывают:

• Большой или маленький;

• Где растет в саду или на огороде;

• Что можно приготовить.

Молодцы, все справились с заданием. А теперь давайте мы с вами попробуем разобрать загадку в ребусе. Но и при этом получить отгадку.

Что люди делают осенью. Что делают люди осенью.

Здравствуйте, уважаемые посетители нашего блога!

Месяц август подходит к концу, а вместе с ним и лето. И мы постепенно переходим на тему «Осень». А начнём мы с нового поста о том, что делают люди осенью и как рассказать об этом ребёнку. Немного позднее выйдет и презентация на эту тему.

Осенью у людей много забот и много работы. Ведь осень – это пора сбора урожая.

Именно осенью в садах созревает много фруктов и ягод – сливы, яблоки, груши, рябина, клина и другие.

На полях идёт сбор урожая. Хлеба убирают специальными машинами — комбайнами.

А в огороде зреют овощи — свекла, морковь, картофель, капуста, кабачки, перец и так далее. Нужно успеть собрать весь урожай согородов, садов и полей, и подготовить его для долгого хранения зимой.

Осенью многие люди устремляются в лес за осенними дарами – грибами и ягодами. В лесу зреют такие грибы — опята, подберезовики, подосиновики, белые, сыроежки. И ягоды — морошка, брусника, клюква.

Осенью у хозяек в разгаре пора заготовок фруктов, ягод, овощей и грибов на зиму. Они квасят, солят, сушат, консервируют,замораживают – словом, делают запасы на долгую зиму и весну.

А ещё осенью нужно подготовить землю на полях и огородах к зиме. Перед весной земля должна отдохнуть – её перекапывают и вносят полезные вещества – удобрения.
И делают это именно под зиму, чтоб подготовить землю к весенней посадке и следующей осенью собрать хороший урожай.

А ещё, вспаханная земля хорошо промёрзнет за зиму и в нейпогибнет больше вредных насекомых и сорных растений.

А знаете ли вы, что осенью не только собирают урожай с полей и огородов, но и сажают новые растения – чеснок, петрушку, озимые рожь и пшеницу и т.д.

Саженцы деревьев и кустарников лучше пересаживать тоже осенью.

Также, осенью люди занимаются уборкой своих дворов, улиц — ведь так много листьев опадает с деревьев в осенний период. А стволы деревьев внизу белят известью – так зимой зайцы не будут обдирать с них кору.

Вот сколько интересного можно поведать своим детишкам о том, что делают люди осенью.

А скачать иллюстрированную презентация с этим текстом вы .

С Уважением.
Елена Медведева.

Какой урожай собирают осенью.

Осенью собирают урожай

Осенью собирают урожай

Ирина Протасова
Конспект занятия «Поможем Осени собрать урожай»

Образовательная область «Познание»

— закреплять знания о сезонных изменениях в природе;

— расширять и закреплять представления детей об овощах и фруктах.

— развивать внимание, память, мышление;

— развивать длительный плавный выдох;

— воспитывать любовь к природе и бережное, внимательное отношение к ней.

— названия овощей: помидор, огурец, лук, морковь, капуста, картошка, горох;

— названия фруктов: яблоко, груша, лимон, банан, апельсин, слива;

— проговаривание текста песни и стихотворения

Материал и оборудование:

— картины « Осень » , «Огород» , «Лес» , «Ёжик»

— две корзинки для урожая

Ход занятия

1. Организационный момент

На доске картина — « Осень »

— Ребята, посмотрите внимательно на картину. Какое сейчас время года? ( Осень )

— Как мы понимаем, что наступила осень ? ( Осенью идут дожди . Осенью опадают листья . И т. д.)

— Верно: на деревьях листья пожелтели, в край далекий птицы полетели, небо хмурое, дождик льется, это время осенью зовется .

— Ребята, сегодня утром я шла в детский сад и по дороге встретила Осень . Она сказала, что в этом году на полях и садах уродился богатый урожай . Осень просит нас помочь собрать овощи и фрукты .

Осенний урожай. Обобщающий урок

На данном уроке будет рассмотрена тема «Осенний урожай. Обобщающий урок». В ходе занятия мы узнаем о том, какой урожай можно собрать осенью. Какие культурные растения человек выращивает в садах и огородах.

Урожай

Собираем осенью урожай плодов,

Сколько людям радости после всех трудов.

Все лето люди выращивали на полях, в садах, огородах разные культурные растения. Наступила осень, а значит пришла пора собирать урожай. Урожай – это количество собранных плодов, злаков и трав.

Ягоды

Плоды с сочной мякотью и множеством семян называют ягодными. Ягоды, как фрукты, образуются на месте цветка. Ягоды созревают на кустарниках или травянистых растениях. Давайте узнаем, какие ягоды выращивает человек.

После сбора фруктов и ягод люди употребляют их свежими. Ведь в них содержится большое количество витаминов. А еще варят компот, делают варенье, замораживают и многое другое.

Плоды

Плоды образуются на месте цветка после его опыления. Давайте узнаем, как называются эти плоды. В саду на деревьях созрели фрукты – яблоки, груши, сливы, вишня. Каждый плод содержит в себе семена. Внутри яблока находятся семечки, внутри сливы – косточка.

Овощи

А теперь отправимся в огород, там созрел урожайовощей.

Что растет на нашей грядке?

Огурцы, горошек сладкий,

Толстый красный помидор,

Он известен с давних пор.

Есть морковка и лучок,

Острый перец, чесночок,

Есть редиска и салат.

Наша грядка – просто клад.

Давайте познакомимся с ними поближе и узнаем много интересного.

Что за скрип? Что за хруст?

Это что ещё за куст?

Как же быть без хруста,

Капуста является важнейшим овощным растением. Археологические раскопки рассказали ученым о том, что люди научились выращивать капусту очень давно. Люди сажают капусту во всем мире. Знаете ли вы, что человек употребляет в пищу листья этого растения? Капуста – очень полезна. Из нее делают салат, ее квасят, солят, сушат и жарят.

А знаете, какой овощ при Петре 1 назвали Чертовым яблоком, а потом вторым хлебом? Это картофель, он появился в России во времена Петра 1. Так как люди ничего не знали об этом овоще, они сначала начали есть ягоды, которые образовались на месте цветка. Многие отравились, ведь ягоды у картофеля ядовитые. Вот поэтому его и назвали Чертовым яблоком. И только когда люди поняли, что секрет картофеля заключается в его клубне, его стали выращивать на полях. Овощ так понравился людям, что теперь его стали называть вторым хлебом. Известно более тысячи блюд из картофеля.

Он круглый, он красный,

Он вкусный без спора,

Среди овощей нет сочней помидора.

Помидор в переводе с итальянского означает «золотое яблоко». Второе название – томат. Долгой и интересной была дорога помидора к нашему столу. Сначала его считали декоративным растением. Помидоры красовались на подоконниках в горшках у жителей многих стран. Долгое время помидоры считались ядовитым растением. Сейчас помидоры едят сырыми, их консервируют, и помидоры входят в состав многих соусов.

На грядке длинный и зеленый,

А в кадке желтый и соленый.

Рис. 8. Это огурец (Источник)

Читать еще:  Можно ли сажать перцы и огурцы на одной грядке

Огурцы – одни из самых древних культурных растений. Родиной огурцов является Индия. В Индии и сейчас можно встретить дикие огурцы, которые, как лианы, обвивают деревья в лесах. Огурцами оплетены заборы индийских селений. А вот древним грекам и египтянам огурцы были известны как культурные растения. Огурцы мы употребляем незрелыми, так как в зрелом виде они имеют твердую кожицу и неприятны на вкус. А теперь рассмотрим необычный огурец.

Рис. 9. Это бешеный огурец (Источник)

Для распространения своих семян зрелый плод от прикосновения мгновенно отрывается от стен, из отверстия с силой выбрасывает семена. Иногда на расстояние 12 м.

Корнеплоды

А теперь пришло время познакомиться с растениями, у которых съедобные корни. Растения накапливают в своих корнях полезные вещества, поэтому корни большие и сочные. И те части растений называют корнеплодами. К корнеплодам относятся морковь, свекла, редис, репа.

Помните сказку: «Посадил дед репу…», в этой сказке рассказывается о значимости этого корнеплода до появления в России картофеля. Самым простым блюдом была пареная репа. Репу закладывали в горшок, заливали водой и ставили в печь. Поэтому в народе появилось выражение: «Проще пареной репы».

Каждый день мы пьем чай, кладем в него сахар. Его мы получаем из сахарной свеклы. Кормовая свекла идет на корм животным.

Самыми полезными свойствами обладает морковь. В ней содержатся вещества, которые помогут вам быть всегда здоровыми.

На следующем уроке будет рассмотрена тема «Деревья, кустарники, травы», которая поможет школьникам больше узнать об окружающем мире.

Список рекомендованной литературы

1. Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир 1. – М.: Русское слово.

2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир 1. – М.: Просвещение.

3. Гин А.А., Фаер С.А., Андржеевская И.Ю. Окружающий мир 1. – М.: ВИТА-ПРЕСС.

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Источник).

Рекомендованное домашнее задание

1. Какие растения человек собирает осенью?

2. Отгадайте загадки.

1. Поле осенью промокло,

Но зато созрела свёкла.

А в сентябрьских садах

Много яблок на ветвях.

Что к зиме мы собираем?

Как его мы называем? (Урожай)

2. За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь – очень гладкая,

На вкус – как сахар сладкая. (Морковь)

3. Неказиста, шишковатая,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчатая, вкусна!» (Картошка)

4. Хотя я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла,

Крупна, кругла, сладка на вкус,

5. Как на нашей грядке

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

К осени краснеют. (Помидоры)

3. Сделайте аппликацию на тему «Осенний урожай».

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Осенний урожай»

Бубнова Елена
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Осенний урожай»

Конспект занятия по развитию речи «Осенний урожай

Тема: Осенний урожай

Предмет: Развитие речи

Возраст: Дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет

Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о дарах осени.

Задачи: Образовательные: устанавливать связь между сезонными признаками природы;

Развивающие: развивать связную речь, дружеские отношения, умение работать в

группе;

Воспитательные: любовь и уважение к природе.

Материал: Игрушка ежик, резиновые массажные шарики, ягоды-муляжи или картинки

Необходимое оборудование: Компьютер, проектор, экран, диск Е. С Железновы «Песенки для массажа»

Ход занятия:

1. Организационный момент

Вставайте с пастели,

Прячется вся темнота по углам,

Солнце взошло и идет по домам.

Вы поскорее ко мне подойдите

И друзей с собой видите

— Вас в круг, ребята, собираю!

(Дети собираются около педагога)

2. Вступительное слово педагога. Сюрпризный момент.

— Дети, кто это шевелится у меня под колпачком? (Ежик)

Ежик: Я готовлюсь к зиме, собираю осенний дары. Вот заблудился, помогите мне.

— Ребята, а где живет ежик? (в лесу)

— Нам надо проводить ежика в лес и собрать для него осенний урожай.

— Скажите, какое сейчас время года? (Осень)

— Какой урожай собирают осенью? (Фрукты, овощи, ягоды, грибы)

— Сегодня мы с вами будем говорить о дарах осени и должны будем заглянуть во фруктовый сад, на огород – где растут овощи и помочь ежику собрать урожай грибов в лесу.

— Вы готовы? Тогда в путь

3. Работа по теме «Дары осени в огороде»

Пальчиковая гимнастика «Ежик» (катание резинового шарика в ладонях)

(по щелчку, звучит музыка или звучит магнитофонная запись «Песенки для массажа» Е. С Железновы №17)

— Катится колючий ежик,

Нет ни головы не ножек

Мне по пальчикам бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит

Мне щекотно, да, да, да

Уходи колючий еж,

В темный лес, где ты живешь.

Упражнение «Назови овощи»

— Посмотрите, куда мы с вами попали? (На огород)

— Ребята, что растет на огороде? Давайте посмотрим на слайды

Игра: ЗАГАДКИ С ГРЯДКИ

Он в теплице летом жил,

С жарким солнышком дружил.

С ним веселье и задор.

Это красный (помидор)

Свежий и солёный

Он всегда зелёный (огурец)

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах (капуста)

Очень длинным вырастает

И пол грядки занимает.

Этот овощ тыквы брат,

Летом все его едят (кабачок)

Яркие фонарики на кустах висят

Словно здесь проходит, праздничный парад,

Зелёные, красные, жёлтые плоды,

узнаешь их ты (перцы)

Хоть чернил он не видал,

Фиолетовым вдруг стал,

И лоснится от похвал

Очень важный (баклажан)

Голова, а сверху ус,

Нет не сладок он на вкус.

Прибежали со всех ног

Мы к обеду рвать (чеснок)

Он на грядке вырастает,

Никого не обижает,

Ну, а плачут все вокруг,

Потому что чистят (лук)

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок,

На ощупь – очень гладкая,

На вкус, как сахар сладкая (морковка)

Растёт она -в земле,

Известна – в целом мире.

Частенько на столе

Красуется в мундире (картошка)

С белым хвостом,

Под зелёным листом (редиска)

На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручка (горох)

— Как назвать одним словом морковь, капусту, перец, лук? (Это овощи)

— Ежик, мы для тебя соберем овощи в корзину.

Речевое упражнение «Убираем овощи»

— Как убирают овощи? Подберите слова-действия.

— Морковь (выдергивают, а большую выкапывают)

— Свекла (выдергивают, а большую выкапывают)

Упражнение «Повтори слова»

— Я положу ежику в корзину овощи (муляжи): помидор, огурец, перец, морковь, редис.

— Запомнил ежик, что у тебя в корзинке лежит?

— Ребята, давайте вместе с вами повторим, что у ежика в корзине, какие овощи?

— А теперь нам надо отправиться, за фруктами.

4. Работа по теме «Дары осени в саду»

Упражнение «Назови фрукты»

— Рядом с огородом, сад. Посмотрите, сколько здесь деревьев

— Посмотрите и скажите, что растет в саду

Игра: Загадки с дерева

Груша, яблоко, банан.

Ананас из жарких стран.

Эти вкусные продукты

Вместе все зовутся (Фрукты)

Золотист один бочок,

Красноват другой бочок.

Посередине, в сердцевине-

Притаился червячок. (Яблоко)

Фрукт похож на неваляшку.

Носит желтую рубашку.

Тишину в саду нарушив.

С дерева упала (груша)

Летом в платьице зеленом.

А по осени-в лиловом.

Ароматна и красива.

Узнаете? Это (слива)

На ветвях они висели.

Как созрели, посинели.

Смотрят сверху вниз пугливо,

Ждут, когда сорвут их (Сливы)

Этот фрукт на вкус хорош,

И на лампочку похож. (Груша)

Сверху шкурка золотая,

В центре косточка большая.

Что за фрукт?- Вот вам вопрос.

Это сладкий (Абрикос)

Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран

В тропиках растет (Банан)

Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растет.

А на вкус кислейший он.

Как зовут его? (Лимон)

Этот фрукт в рубашке яркой

Любит, чтобы было жарко.

Не растет среди осин

Круглый, рыжий (Апельсин)

Он оранжевый и сочный,

Любит Новый год.

Посмотри под елку-точно,

Он в подарках ждет!

Этот рыжий господин

Вкусный, сладкий (Мандарин)

Жарким солнышком согрет.

В шкурку, как в броню одет.

Удивит собою нас

Надорвали край рубашки,

Вниз посыпались стекляшки.

не собрать их всех назад.

Что за плод такой?

Упражнение «Один много»

— Надо собрать фрукты для ежика в корзину.

Ежик: Здесь всех фруктов по одному, а мне надо много, чтобы всем лесным жителям хватило.

— На картинке одна груша, а ежику надо много (груш)

— Одно яблоко, много (яблок)

— Один банан, много (бананов)

— Один апельсин, много (апельсинов)

— Один лимон, много (лимонов)

— Один мандарин, много (мандаринов)

Упражнение «Назови садовые ягоды»

— Ребята, в саду растут не только фрукты. Посмотрите на слад назовите и скажите одним словом, что это?

— Ежик: Таких ягод я никогда не видел, не пробовал.

— Давайте ежику расскажем об этих ягодах

Упражнение «Опиши ягоду»

— Расскажите ежику про садовые ягоды (с ягодами – муляжами) по плану: форма, размер, цвет, вкус

— Клубника круглая, маленькая, красная с черными пятнами, сладкая

Твоего не видно лика.

Раскраснелась со стыда.

Ох, не скрыться никуда.

— Малина (форма, размер, цвет, вкус)

• Бабье лето! Дивные рубины

Приласкала тихая заря.

Щедро ремонтантная малина

Падает в лукошко сентября.

Ежик: Но ведь эту ягоду собирают летом

— Ежик, это особая ягода. Это такие сорта, которые обладают способностью к повторному и многократному цветению и плодоношению, т. е. за сезон можно собирать по 2-3урожая. Такие сорта называют – ремонтантными и второй сбор урожая у них осенью.

— Смородина (форма, размер, цвет, вкус)

Кисленькая, вроде бы,

Но с сахаром, вкусна!

— Крыжовник (форма, размер, цвет, вкус)

• Не крапива, не шиповник,

Но шипами так же густ.

Этот злой кошачий куст.

Упражнение «Какая ягода»(слова-признаки)

— Подберите слова- признаки, ответив на вопрос какой, какая, какие?

— Клубника, какая? (красная, сладкая)

— Малина, какая? (малиновая, желтая, сладкая)

— Смородина, какая (белая, черная, красная, сладкая)

Ежик: Спасибо, у меня полная корзина овощей, фруктов и садовых ягод. Я вижу тропинку в мой лес. Приглашаю вас в лес, покажу вам осенние дары в лесу.

5. Физкультминутка. Двигательное упражнение «С ежиком в лес» (в парах)

(по щелчку, звучит музыка или звучит магнитофонная запись «Песенки для массажа» Е. С Железновы №29)

Ежик: Я вам покажу дорожку в лес, а вы выполняйте движения вместе со мной

— Ходит ежик, без дорожек по лесу, по лесу (постукивание пальцами по спине)

И колючками своими колется, колется. (легкое пощипывание)

А я ежику-ежу ту тропинку покажу, (провести указательным пальцем по бокам)

Где катают мышки маленькие шишки (немного пощекотать)

6. Работа по теме «Дары осени в лесу»

Ежик: В лесу много ягоды, только вот я не знаю, как она называется

Упражнение «Назови лесную ягоду» (речь идет о грибах)

— В лесу не только много ягод, но и грибов. Только нужно быть внимательным и собирать, какие грибы? (Съедобные)

— Посмотрите на слайд и назовите съедобные грибы. (Опенок, груздь, сыроежка, лисичка)

— Какой гриб несъедобный? (Мухомор)

Ежик: Спасибо большое! У меня полная корзина осеннего урожая

7. Подведение итогов

— Назови, какие дары осени мы сегодня собирали для ежика

Огурец, помидор, баклажан – это …

Читать еще:  Можно ли утеплять деревянный дом пеноплексом

Яблоко, груша, апельсин – это …

Клубника, малина, смородина – это …

Рябина, калина, ежевика – это …

Опенок, сыроежка, груздь – это …

Ежик: Большое спасибо! Мне пора прощаться с вами, возвращаться домой, готовить свой домик к зиме. Теперь я знаю не только лесные ягоды и грибы, но и фрукты, овощи и садовые ягоды. Я всем лесным жителям расскажу про это.

Конспект НОД по развитию речи в младшей группе «Прогулка в осенний лес» Задачи 1. Обобщить и систематизировать знания детей о временах года (осень). 2. Закрепить знания о перелётных и зимующих птицах. 3. Речевая.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» Занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи» Воспитательные задачи: Воспитание в детях добрых чувств,.

Конспект занятия по развитию речи «Осенний урожай» в средней группе Занятие по развитию речи в средней группе «Осенний урожай» Программное содержание: • Учить детей сравнивать овощи и фрукты и описывать.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Прогулка в осенний лес» Цель: образовательная деятельность — коммуникативная; закрепление представлений детей о времени года – осень; о животных и их образе жизни.

«Моя семья». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Моя семья». Тема: «Моя семья» Цели: Расширить представление детей о семье как о людях,.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Повествование» Цель. Повышение качества речевого развития у детей. Задачи: 1-Образовательная Раскрыть значение и роль начала (зачина, в повествовании;.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: работа со звуками [ж]-[ш]» Программное содержание: Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении.

Конспект занятия по развитию речи «Осенний урожай»

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества» р.п. Дергачи Саратовской области

Конспект занятия по развитию речи «Осенний урожай»

с использованием современных образовательных технологий

Педагог д/о МУДО «Дом детского творчества»

р.п. Дергачи Саратовской области

р. п. Дергачи, 2016 год

Конспект занятия по развитию речи «Осенний урожай

Тема: Осенний урожай

Предмет: Развитие речи

Возраст: Дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет

Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о дарах осени.

Задачи: Образовательные: устанавливать связь между сезонными признаками природы;

Развивающие : развивать связную речь, дружеские отношения, умение работать в
группе;

Воспитательные : любовь и уважение к природе.

Материал : Игрушка ежик, резиновые массажные шарики, ягоды-муляжи или картинки

Необходимое оборудование : Компьютер, проектор, экран, диск Е. С Железновы «Песенки для массажа»

Ход занятия:
1. Организационный момент

— Доброе утро! –
Птицы запели.
— Добрые люди
Вставайте с пастели,
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идет по домам.
Вы поскорее ко мне подойдите
И друзей с собой видите
— Вас в круг, ребята, собираю!
Пообщаться приглашаю!
(Дети собираются около педагога)

2. Вступительное слово педагога. Сюрпризный момент.

— Дети, кто это шевелится у меня под колпачком? (Ежик)
Ежик: Я готовлюсь к зиме, собираю осенний дары. Вот заблудился, помогите мне.
— Ребята, а где живет ежик? (в лесу)
— Нам надо проводить ежика в лес и собрать для него осенний урожай.
— Скажите, какое сейчас время года? (Осень)
— Какой урожай собирают осенью? (Фрукты, овощи, ягоды, грибы)
— Сегодня мы с вами будем говорить о дарах осени и должны будем заглянуть во фруктовый сад, на огород – где растут овощи и помочь ежику собрать урожай грибов в лесу.
— Вы готовы? Тогда в путь

3. Работа по теме «Дары осени в огороде»

Слайд
Пальчиковая гимнастика «Ежик» (катание резинового шарика в ладонях)

(по щелчку, звучит музыка или звучит магнитофонная запись «Песенки для массажа» Е. С Железновы №17)

— Катится колючий ежик,
Нет ни головы не ножек
Мне по пальчикам бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит
Бегает туда-сюда,
Мне щекотно, да, да, да
Уходи колючий еж,
В темный лес, где ты живешь.

Упражнение «Назови овощи»
— Посмотрите, куда мы с вами попали? (На огород)

— Ребята, что растет на огороде? Давайте посмотрим на слайды

Игра: ЗАГАДКИ С ГРЯДКИ

Он в теплице летом жил,

С жарким солнышком дружил.

С ним веселье и задор.

Это красный …(помидор)

Свежий и солёный

Он всегда зелёный…(огурец)

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах (капуста)

Очень длинным вырастает

И пол грядки занимает.

Этот овощ тыквы брат,

Летом все его едят (кабачок)

Яркие фонарики на кустах висят

Словно здесь проходит, праздничный парад,

Зелёные, красные, жёлтые плоды,

узнаешь их ты…(перцы)

Хоть чернил он не видал,

Фиолетовым вдруг стал ,

И лоснится от похвал

Голова, а сверху ус,

Нет не сладок он на вкус.

Прибежали со всех ног

Мы к обеду рвать…(чеснок)

Он на грядке вырастает,

Никого не обижает,

Ну, а плачут все вокруг,

Потому что чистят…(лук)

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок,

На ощупь – очень гладкая,

На вкус, как сахар сладкая…(морковка)

Растёт она -в земле,

Известна – в целом мире.

Частенько на столе

Красуется в мундире…(картошка)

С белым хвостом,

Под зелёным листом (редиска)

На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручка…(горох)

— Как назвать одним словом морковь, капусту, перец, лук? (Это овощи)
— Ежик, мы для тебя соберем овощи в корзину.

Речевое упражнение «Убираем овощи»
— Как убирают овощи? Подберите слова-действия.

— Картофель (выкапывают)
— Лук (срезают)
— Редис (выдергивают)
— Помидор (срывают)
— Морковь (выдергивают, а большую выкапывают)
— Баклажан (срывают)
— Перец (срывают)
— Свекла (выдергивают, а большую выкапывают)
— Капусту (срезают)

Упражнение «Повтори слова»
— Я положу ежику в корзину овощи (муляжи): помидор, огурец, перец, морковь, редис.
— Запомнил ежик, что у тебя в корзинке лежит?
Ежик: Нет
— Ребята, давайте вместе с вами повторим, что у ежика в корзине, какие овощи?

— А теперь нам надо отправиться, за фруктами.

4. Работа по теме «Дары осени в саду»

Упражнение «Назови фрукты»
— Рядом с огородом, сад. Посмотрите, сколько здесь деревьев

— Посмотрите и скажите, что растет в саду

Игра: Загадки с дерева

Груша, яблоко, банан.

Ананас из жарких стран.

Эти вкусные продукты

Вместе все зовутся …(Фрукты)

Золотист один бочок,

Красноват другой бочок.

Посередине, в сердцевине-

Притаился червячок .( Яблоко)

Фрукт похож на неваляшку.

Носит желтую рубашку.

Тишину в саду нарушив.

С дерева упала…( груша)

Летом в платьице зеленом.

А по осени-в лиловом.

Ароматна и красива.

Узнаете? Это …(слива)

На ветвях они висели.

Как созрели, посинели.

Смотрят сверху вниз пугливо,

Ждут, когда сорвут их …(Сливы)

Этот фрукт на вкус хорош,

И на лампочку похож. (Груша)

Сверху шкурка золотая,

В центре косточка большая.

Что за фрукт?- Вот вам вопрос.

Это сладкий …( Абрикос)

Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран

В тропиках растет …(Банан)

Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растет.

А на вкус кислейший он.

Как зовут его? ( Лимон)

Этот фрукт в рубашке яркой

Любит, чтобы было жарко.

Не растет среди осин

Круглый, рыжий …(Апельсин)

Он оранжевый и сочный,

Любит Новый год.

Посмотри под елку-точно,

Он в подарках ждет!

Этот рыжий господин

Вкусный, сладкий …(Мандарин)

Жарким солнышком согрет.

В шкурку, как в броню одет.

Удивит собою нас

Надорвали край рубашки,

Вниз посыпались стекляшки.

не собрать их всех назад.

Что за плод такой?

Слайд

Упражнение «Один много»

— Надо собрать фрукты для ежика в корзину.
Ежик: Здесь всех фруктов по одному, а мне надо много, чтобы всем лесным жителям хватило.
— На картинке одна груша, а ежику надо много (груш)
— Одно яблоко, много (яблок)
— Один банан, много (бананов)
— Один апельсин, много (апельсинов)
— Один лимон, много (лимонов)
— Один мандарин, много (мандаринов)


Упражнение «Назови садовые ягоды»

— Ребята, в саду растут не только фрукты. Посмотрите на слад назовите и скажите одним словом, что это?

— Ежик: Таких ягод я никогда не видел, не пробовал.
— Давайте ежику расскажем об этих ягодах

Упражнение «Опиши ягоду»
— Расскажите ежику про садовые ягоды (с ягодами – муляжами) по плану: форма, размер, цвет, вкус

— Клубника круглая, маленькая, красная с черными пятнами, сладкая
• Ай-да скромница-клубника,
Твоего не видно лика.
Раскраснелась со стыда.
Ох, не скрыться никуда.

— Малина (форма, размер, цвет, вкус)
• Бабье лето! Дивные рубины
Приласкала тихая заря.
Щедро ремонтантная малина
Падает в лукошко сентября.

Ежик: Но ведь эту ягоду собирают летом
— Ежик, это особая ягода. Это такие сорта, которые обладают способностью к повторному и многократному цветению и плодоношению, т. е. за сезон можно собирать по 2-3урожая. Такие сорта называют – ремонтантными и второй сбор урожая у них осенью.
— Смородина (форма, размер, цвет, вкус)
• Красная смородина
До чего крупна!
Кисленькая, вроде бы,
Но с сахаром, вкусна!

— Крыжовник (форма, размер, цвет, вкус)
• Не крапива, не шиповник,
Но шипами так же густ.
Называется — крыжовник
Этот злой кошачий куст.

Упражнение «Какая ягода»(слова-признаки)

— Подберите слова- признаки, ответив на вопрос какой, какая, какие?

— Клубника, какая? (красная, сладкая)
— Малина, какая? (малиновая, желтая, сладкая)
— Смородина, какая (белая, черная, красная, сладкая)

Ежик: Спасибо, у меня полная корзина овощей, фруктов и садовых ягод. Я вижу тропинку в мой лес. Приглашаю вас в лес, покажу вам осенние дары в лесу.

5. Физкультминутка. Двигательное упражнение «С ежиком в лес» (в парах)

(по щелчку, звучит музыка или звучит магнитофонная запись «Песенки для массажа» Е. С Железновы №29)

Ежик: Я вам покажу дорожку в лес, а вы выполняйте движения вместе со мной
— Ходит ежик, без дорожек по лесу, по лесу (постукивание пальцами по спине)
И колючками своими колется, колется. (легкое пощипывание)
А я ежику-ежу ту тропинку покажу, (провести указательным пальцем по бокам)
Где катают мышки маленькие шишки (немного пощекотать)

6. Работа по теме «Дары осени в лесу»

Ежик: В лесу много ягоды, только вот я не знаю, как она называется

Упражнение «Назови лесную ягоду» (речь идет о грибах)

— В лесу не только много ягод, но и грибов. Только нужно быть внимательным и собирать, какие грибы? (Съедобные)
— Посмотрите на слайд и назовите съедобные грибы. (Опенок, груздь, сыроежка, лисичка)
— Какой гриб несъедобный? (Мухомор)

Ежик: Спасибо большое! У меня полная корзина осеннего урожая

7. Подведение итогов

— Назови, какие дары осени мы сегодня собирали для ежика
Огурец, помидор, баклажан – это …
Яблоко, груша, апельсин – это …
Клубника, малина, смородина – это …
Рябина, калина, ежевика – это …
Опенок, сыроежка, груздь – это …

Ежик: Большое спасибо! Мне пора прощаться с вами, возвращаться домой, готовить свой домик к зиме. Теперь я знаю не только лесные ягоды и грибы, но и фрукты, овощи и садовые ягоды. Я всем лесным жителям расскажу про это.

Источники:

http://honeygarden.ru/calendar/september/art10.php
http://dachnayazhizn.info/stati/osenyu-lyudi-sobirayut-urozhay-otkrytoe-zanyatie-sobiray-urozhay
http://interneturok.ru/lesson/okruj-mir/1-klass/zhivaya-priroda/osenniy-urozhay-obobschayuschiy-urok?konspekt
http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-razvitiyu-rechi-v-starshei-grupe-osenii-urozhai.html
http://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-po-razvitiyu-rechi-osenniy-urozhay-1146306.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector