Развитие растений фасоли из семян 6 класс
Развитие растений фасоли из семян 6 класс
- Главная
- Список секций
- Окружающий мир
- Выращивание фасоли
Выращивание фасоли
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель может открыть в нем для себя что-то новое. На уроках «Окружающий мир» мы познакомились с развитием растений из семени. Татьяна Юрьевна предложила нам провести исследование в домашних условиях. Меня сразу же это заинтересовала эта тема . Я захотела выяснить, что надо сделать, чтобы семечко превратилось в растение.
Это и послужило основой для создания моего проекта. На уроке на рассказали, что мир растений очень разнообразен. Есть растения, которые не очень требовательны к долготе светового дня и могут вырасти в искусственных условиях. Поэтому, я решила, что семена фасоли можно прорастить в домашних условиях.
Выращивание растений и наблюдение за ними – очень увлекательный и познавательный процесс. Развитие растения от прорастания семечка до появления первых цветов или плодов – это волшебство природы. Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастет полноценное растение.
Цель: выяснить, какие условия нужны для роста и хорошего развития фасоли.
Анализ литературы по вопросу выращивания растений.
Узнать, какие условия необходимы для прорастания семян.
Провести опыты по проращиванию фасоли.
Обобщить полученные результаты и сделать выводы.
Интересные факты о фасоли (обзор литературы).
Фасоль относится к семейству бобовых. Плоды бобовых растений называют бобами. Боб состоит из двух створок, между которыми лежат семена. Мы называем эти плоды стручками. У одних растений бобы маленькие — 1—2 мм, у других — более 1 м.
Люди употребляли в пищу бобовые растения с очень давних времен. Сейчас на полях и в огородах выращивают бобовые растения: горох, бобы, фасоль, сою, чечевицу. Их едят люди. А на корм животным высевают кормовые бобовые травы — клевер, вику, люцерну. Сеют бобовые растения обычно ранней весной. Урожай бывает богатый: посеешь одно зернышко, соберешь 100—150.
Бобы часто называют растительным мясом: в них очень много белка. Бобовые растения важны для земледелия. На их корнях образуются маленькие клубеньки, в которых живут особые бактерии, усваивающие азот из воздуха. Вот почему после бобовых в почве остается много азота. Он очень полезен пшенице, кукурузе и многим другим растениям, которые потом будут посеяны на том же поле. Из стеблей и листьев готовят сено, питательный силос, который любят коровы, овцы, свиньи. Среди бобовых также много растений, дающих ценное сырье, краски, лекарства.
Условия роста и развития растений
Мы знаем, что растениям для роста и развития необходимы: вода, свет, тепло, воздух и пища. Я составила план своего опыта:
1. Подготовка семян фасоли и их посадка.
2. Определение влияния внешних условий на рост и развитие растения.
3. Наблюдение за ростом растения от прорастания семени до получения плодов.
В ходе эксперимента я создала растениям различные условия, чтобы определить их влияние на рост и развитие растения.
Например, часть семян я предварительно замочила в воде, а другие посадила без замачивания. Те семена, которые были замочены, дали более ранние и дружные всходы. Таким образом, мы сделали вывод о необходимости воды для роста и развития растения.
Также я заметила, что семена, которые я поливала слишком обильно, не проросли, а погибли, в то время как семена, которые поливались умеренно и рыхлились, развивались очень хорошо. Так я сделала вывод о необходимости воздуха для роста растений.
Поставив один горшок с семенами в теплое, а другой в прохладное место, я наблюдала, что в тепле растение развивается намного лучше, а растение в холоде как будто замерло и спит. Значит, тепло также является необходимым условием для развития растения.
В один горшок я посадила семена редко, а в другой – густо. Я заметила, что густо посаженные растения получились бледными, слабыми и вытянутыми, а редко посаженные растения имели ярко-зеленые листья и крепкие стебли. Объяснение этому я нашла в том, что густо посаженным растениям не хватало солнечного света, так как они затеняли друг друга. Значит, солнечный свет необходим для растений.
На уроке нам рассказывали, что растения получают питание из почвы. Чем более богата питательными веществами почва, тем лучше развивается и плодоносит растение. Таким образом, наличие плодородной почвы также является необходимым условием для получения хорошего урожая.
В процессе проведения моего опыта я наблюдала за развитием растения от прорастания семени до получения первых плодов.
Для проведения опыта были взяты десять семян фасоли (приложение 1). Предварительно перед посевом семена фасоли были замочены в теплой воде. Для лучшего прорастания семена были помещены в марлевые мешочки, которые постоянно увлажнялись, но не настолько, чтобы фасолинки плавали в воде (приложение 2). Для быстрого прорастания семян, блюдце с фасолинками были накрыты пленкой и помещены под искусственный дневной свет. На второй день опыта семена набухли, а на третий день семенная кожура лопнула и появились корешки. На третий день у трех бобов из семядоли проросли зародышевые побеги. На шестой день семена были посажены в землю. Так как у одного из семени не пророс стебель, земля была укрыта пленкой. На следующий день (седьмой) у последнего семени показался росток из земли. С этого дня пленка была снята. Первый замер показал, что скорость роста растений различна (высота составила от 1 до 4 см.). Разница в динамике роста наблюдалась в период всего наблюдения (приложение 3). На восьмой день – от 8,5 до 17 см (приложение 4). На двенадцатый день одно из растений достигло наибольшей высоты – 30,5 см.
Через 2 месяца был получен первый урожай. Каждый стручок содержит по 1-2 фасолины, что, возможно, связано с ростом в горшке, а не в открытом грунте (приложение 5).
Как показал опыт процесс прорастания семени фасоли можно разделить на несколько этапов:
этап – поглощение воды;
этап – набухание семян;
этап – увеличение размеров деления клеток;
этап – появление корешка;
этап – появление зародышевого побега;
этап – рост и получение урожая.
Несмотря на равность условий ухода за семенами скорость развития роста была разной, это говорит о том, что все семена и в последующем растения индивидуальны.
Выводы и результаты.
Проанализировав свои наблюдения в ходе опыта, и изучив дополнительную литературу по теме, я сделала выводы о необходимых условиях для роста и развития растений:
Растению нужна вода. В каждом семени есть запас питательных веществ, небольшая «кладовая». Но семена могут использовать только растворенные в воде питательные вещества.
Растению нужен воздух. Как все живое, семя дышит кислородом. А кислород, как известно, содержится в воздухе. Без доступа воздуха растение погибнет.
Растению нужно тепло. В тепле все процессы происходят быстрее. А холод не дает семени прорастать. Без тепла растение погружается в спячку и может даже погибнуть.
Растению нужен свет. Под действием солнечного света в листьях растений вырабатываются питательные вещества.
Растение получает питательные вещества из почвы. Корни растения вытягивают из почвы воду и минеральные вещества. Если почва бедная, то растение хуже развивается и плодоносит. Поэтому люди вносят в почву удобрения, чтобы получать хороший урожай.
Выращивание растений из семян – очень увлекательный процесс. Наблюдение за всеми фазами развития растения от прорастания семечка до появления первых цветов или плодов – волшебство природы в действии. Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастит полноценное растение.
В домашних условиях я проследила механизм прорастания семян фасоли и установила, какие факторы влияют на этот процесс. Исследуя влияние внешних условий на проращивание семян, я провела ряд опытных работ, в результате которых на практике убедилась в том, что семенам фасоли необходима вода. Прорастание семян невозможно без света. Тепло влияет на скорость прорастания. Проводя исследование по проращиванию семян, нами были выполнены все поставленные задачи и цель, а именно, на практике была рассмотрена роль семени в индивидуальном развитии растений на примере проращивания семян фасоли.
Список используемой литературы:
Ивченкова Г.Г., Потапов И.В. учебник для 1 класса Окружающий мир Издательство – Астрель, АСТ, 2016, 1 часть. 144 с.
Залетаева, И.А. Книга о растениях. «Колос». 1974, 192 с.
Лобко, В.Д. Ваши «зеленые ежики» [Текст]: книга / В.Д. Лобко – Минск.: «Полымя», 1984. -128с.
Настольная книга овощевода: справочник / Е.С. Каратаев, Б.Г. Русанов, А.В. Бешанов и др., Сост. Е.С. Каратаев. М.: Агропромиздат, 1990.
Плешаков А.А. Ознакомление с окружающим миром. 1-4 класс. «Развитие растений из семени». М.: Просвещение, 2008.
Удалова, Р.А., В мире растений [Текст]: книга / Р.А. Удалова, Н.Г. Вьюгина – Л.: «наука», 1977. – 136 с.
Уход за растениями. 300 вопросов и ответов И. Крупичева, 2004.
Практическая работа Развитие растений фасоли из семян (опыт в домашних условиях) – ЖИВАЯ ПРИРОДА И МЕТОДЫ ЕЕ ИЗМЕРЕНИЯ – 6 класс
обучающая: подтвердить опытным путем влияние температуры на скорость прорастания семян фасоли;
развивающая: развивать умения соблюдать и фиксировать биологические явления, которые происходят с живыми организмами;
воспитательная: воспитывать самостоятельность, организованность в выполнении практических действий.
Тип урока: практическая работа.
Форма деятельности учащихся: индивидуальная.
Опорные термины, понятия: наблюдение, биологический опыт, рост, развитие.
Материалы и оборудование: семена фасоли, 2 стеклянные баночки с крышками, вата, термометр, вода.
Перечень знаний, умений, навыков, которые предполагается развивать ни данном уроке:
уметь обращаться с термометром;
уметъ пользоваться инструкцией при выполнении опыта в домашних условиях;
анализировать результаты наблюдаемых явлений и проводимых опытов, делать на их основе выводы.
В ходе изучения курса биологии учащимся предлагаются различные по содержанию практические работы. В некоторых предложены готовые результаты исследований, и задача учащихся состоит в том, чтобы объяснить их. Другие работы предполагают участие и исследовательской деятельности, когда учащиеся могут получить или собрать результаты для последующего их объяснения. Иногда мосле постановки опыта и обсуждения возникают дополнительные вопросы, требующие разъяснения. Это и есть поле деятельности, где учащиеся могут проявить инициативу по приобретению биологических знаний и умений.
На уроках биологии практические работы являются одной из форм активизации познавательной деятельности. Они позволяют учащимся осуществлять необходимые наблюдения исследовательского характера за различными биологическими объектами и процессами, проводить анализ, сравнивать, делать выводы или обобщения. Большое значение для развития учащихся при выполнении практических работ имеет вводная беседа учителя, в которой он определяет проблему и ставит цель. Учитель разъясняет ход практической работы, инструктирует учащихся, указывает на форму записи результатов наблюдений (текстовая запись, схема, таблица), ставит проблемные вопросы для выводов и обобщений.
В качестве примера приведем дидактический сценарий по выполнению практической работы в 6 классе по теме “Развитие растений фасоли из семян”. Необходимо отметить, что данный биологический опыт учащиеся проводят в домашних условиях. Поэтому учителю необходимо дать четкие указания.
1. Возьмите две небольшие стеклянные банки. В каждую банку поместите небольшой комок ваты, который необходимо предварительно смочить водой. Затем на вату положите три семени фасоли. Банку накройте крышкой, чтобы вода не испарилась.
2. Одну банку поставьте на нижнюю полку холодильника, где температура составляет 4—5 °С (рис. 1).
3. Вторую банку поставьте на рабочий стол (температура 20—22 °С) (рис. 2).
4. Через сутки семена фасоли, находящиеся на рабочем столе, должны набухнуть (рис. 3), а семена, стоящие в холодильнике (рис. 4), — нет.
5. Через двое суток после постановки опыта у семян фасоли, находящихся в банке на рабочем столе (рис. 5), должна лопнуть семенная кожура и появиться корешки.
А семена, которые находятся в холодильнике (рис. 6), всего лишь должны набухнуть.
6. На пятые сутки после закладки опыта у семян фасоли, стоящих на рабочем столе, появляются зародышевые стебельки (рис. 7).
7. Еще через сутки появляются боковые корешки (рис. 8).
8. Изменений у семян фасоли, стоящих в холодильнике, не наблюдается (рис. 9).
9. На девятые сутки проведения опыта происходит следующее: из почки начинает развиваться надземная часть растения — стебель с первой парой листьев (рис. 10).
10. Семена, находящиеся в холодильнике (температура составляла +4—5 °С), не проросли (рис. 11).
Результаты своих наблюдений внесите в таблицу:
Практическая работа «Прорастание семян. Наблюдение за ростом и развитием растений»
опыты и эксперименты по биологии (6 класс) на тему
Практическая работа для учащихся 6 класса содержит описание условий для прорастания семян и алгоритм эксперимента по проращиванию семян в разных условиях
Скачать:
Предварительный просмотр:
6 класс. Практическая работа
«Прорастание семян. Наблюдение за ростом и развитием растений»
Все мы знаем, что сухие семена могут долго лежать в зернохранилищах, при этом абсолютно без изменений. Но стоит семена посеять, как они через определённый промежуток времени (всё зависит от того, какое семя посажено) начинают прорастать и образовывать всходы. Отсюда первое условие прорастания семян, на которое нужно обратить внимание – это значение воды.
Вода необходима семенам для набухания, так как при набухании кожура семени разрывается, в результате чего появляются корень и стебель зародыша. Также вода необходима для растворения питательных веществ семени, потому что зародыш семени может всасывать все необходимые питательные вещества только в жидком виде.
Для прорастания семян различных растений требуется разное количество воды. Особенно много воды нужно семенам бобовых растений (гороха, фасоли). Поэтому семена данных видов растений, а также некоторых овощных растений перед посевом желательно замачивать.
Вторым условием прорастания семян является значение воздуха. Воздух необходим для дыхания семян. Единственным исключением являются семена болотных растений, например риса, которые прорастают только под водой. Для прорастания этих семян достаточно небольшого количества воздуха, растворённого в воде.
Третье условие прорастания семян значение тепла. Кроме воды и воздуха для прорастания семян необходимо ещё и тепло . Различные растения по-разному относятся к теплу. Например, зёрна пшеницы либо овса прорастают при низких температурах около 1 – 2° тепла. А вот зёрна кукурузы прорастают при более высоких температурах около 10 – 12° тепла. Семена овощных растений, таких, как огурцы и тыквы, прорастают при температуре не менее +12° тепла. Всё зависит от родины растения. Исходя из того, при каких температурах прорастают семена, и принято устанавливать сроки посева.
Проверим эти утверждения экспериментально.
Перед началом исследования выдвинем гипотезу: если исключить одно из условий, то семена не прорастут.
Исследования проведём путем проведения опытов с семенами гороха и фасоли. Каждый вид семян разделим на пять групп: по четыре для опытов и по одной контрольной.
В опытных группах семена лишим одного из условий для прорастания, а в контрольных группах семян сохраним все условия.
В течение всего исследования будем вести дневник наблюдений, фотографировать.
Закладываем опыт. Землю не берём! В каждый стакан кладём 7 – 10 семян фасоли, в другой стакан 7-10 семян гороха. Итого 10 стаканов.
- Первую группу семян смочим водой и поставим в холодильник.
- Вторую группу семян смочим водой и поставим в тёмный шкаф в теплой комнате.
- Третью группу семян поставим в светлой, теплой комнате, но семена оставим сухими.
- Четвертую группу также поставим в светлой, теплой комнате, но их зальём водой на 3 см выше уровня семян.
- Пятую группу назовём контрольной. Для этой группы создадим все условия для прорастания: поставим в теплую, светлую комнату, семена смочим водой.
Группы семян будем ежедневно проверять, фотографировать, наблюдения записывать в дневник. Семена первой, второй, пятой групп будем смачивать водой. Семена четвертой группы будут постоянно находиться полностью под водой.
Таким образом, можно сказать, что одновременно будем проводить четыре опыта с двумя видами семян.
Будем наблюдать за семенами 5 суток, ежедневно записывая изменения, происходящие с ними, или фиксировать отсутствие изменений. По окончании опыта сделаем вывод о влиянии воды, воздуха, тепла, света на прорастание семян.
Лабораторная работа «Прорастание семян» Рост и развитие растений 6 класс. – презентация
Презентация была опубликована 4 года назад пользователемАлина Кавелина
Похожие презентации
Презентация на тему: ” Лабораторная работа «Прорастание семян» Рост и развитие растений 6 класс.” — Транскрипт:
1 Лабораторная работа «Прорастание семян» Рост и развитие растений 6 класс
2 Цель работы: выяснить, какие условия необходимы для прорастания семян, какие семена называются всхожими. Оборудование: семена фасоли, зерновки пшеницы, четыре сосуда для проращивания семян, термометр. Основные понятия и термины: рост и развитие, зародыш, проросток, взрослое растение, индивидуальное развитие, надземное и подземное прорастание, семядоли, эндосперм. В ходе наблюдений можно фиксировать этапы с помощью фотокамеры. Познакомьтесь с процессом прорастания семян с помощью видеофрагмента «Прорастание семян» видеофрагмента «Прорастание семян» Лабораторная работа «Прорастание семян»
3 Индивидуальное развитие организма с половым размножением – преобразования организма от оплодотворения яйцеклетки до конца жизни. Жизненный цикл – чередование жизненных стадий одного вида живого организма, включающий этапы полового и бесполого размножения. Особенности индивидуального развития цветковых растений: Неограниченный рост (что это означает?); Этапы: Семя (зародышевая стадия); Проросток; Молодое растение; Взрослое растение (стадия размножения); Старое растение
4 Необходимость воды для прорастания семян. Возьмите два химических стакана и в оба положите по 10 – 15 зерновок пшеницы и по 7 – 10 семян фасоли. В первый стакан налейте немного воды так, чтобы она только смачивала семена, но не покрывала их полностью. Во второй стакан воды не наливайте. В течение 5 – 7 суток наблюдайте за опытом. Результаты наблюдений заносите в дневник. Не забывайте, что в первом стакане вода должна постоянно смачивать семена. Через 5 – 7 суток сделайте вывод о значении воды для прорастания семян. Лабораторная работа «Прорастание семян»
5 Необходимость воздуха (кислорода) для прорастания семян. Возьмите два химических стакана и в оба положите по 10 – 15 зерновок пшеницы и по 7 – 10 семян фасоли. В первый стакан налейте немного воды так, чтобы она только смачивала семена, но не покрывала их полностью. Во второй стакан налейте воды примерно 1/ 2 стакана. В течение 5 – 7 суток наблюдайте за опытом. Результаты наблюдений заносите в дневник. Не забывайте, что в первом стакане вода должна постоянно смачивать семена. Через 5 – 7 суток сделайте вывод о значении воздуха (кислорода) для прорастания семян. Лабораторная работа «Прорастание семян»
6 Необходимость тепла для прорастания семян. Возьмите два химических стакана и в оба положите по 10 – 15 зерновок пшеницы и по 7 – 10 семян фасоли. В оба стакана налейте немного воды так, чтобы она только смачивала семена, но не покрывала их полностью. Один стакан оставьте в помещении, а другой поставьте в холодильник. Следите за тем, чтобы вода постоянно смачивала семена. В течение 5 – 7 суток наблюдайте за опытом. Результаты наблюдений заносите в дневник. Через 5 – 7 суток сделайте вывод о значении тепла для прорастания семян. Лабораторная работа «Прорастание семян»
8 Форма дневника наблюдений Лабораторная работа «Прорастание семян» Даты закладки опыта и наблюдений Наблюдения за прорастанием семян замоченных водой при градусах С сухих при градусах С замоченных водой при 0 градусах С под слоем воды при градусах С Подготовьте презентацию о том, как проводился опыт по выяснению условий, необходимых для прорастания семян.
9 Опишите последовательность действий, которые необходимо выполнить, если вы хотите посадить дуб. Лабораторная работа «Прорастание семян»
10 Вырастите несколько проростков дуба или каштана. Ведите наблюдение за прорастанием семян. Высадите молодые растения на пришкольном участке, в парке. Ведите регулярные наблюдения за развитием растения. Берегите зеленые насаждения! Лабораторная работа «Прорастание семян»
Презентация на тему: Рост и развитие растений 6 класс
30 июля 2014 г. Рост и развитие растений
Из чего может развиться новое растение? Преобразование организма от зарождения до конца жизни называют индивидуальным развитием.
Какие преимущества получают цветковые растения при размножении семенами? Учебник §21, с.145, 3 абзац, 2 предложение.
Что делать дальше? Семена созрели
Как распространяются семена? Под забором у края степей Сладко спал одинокий репей Спал и видел чудесные сны, Как он вцепится в чьи-то штаны. Валентин Берестов Какие приспособления помогут лопуху сделать сон явью? Кто будет распространять семена?
Распространение плодов и семян животными
Распространение семян ветром
Распространение семян водой
Саморазбрасывание семян При таком «артиллерийском обстреле» семена бешеного огурца разбрасываются на расстояние более 12 метров!
Но самые дальние путешествия растений связаны с человеком. Во время переселений, войн или экспедиций человек вез с собой семена культурных растений. Так в Европу попали многие «чужеземные» растения.
И вот семя попало в почву Учебник §21, с.146, 2 абзац .
Проанализировать условия прорастания семян при разной температуре Какие культурные растения можно сажать в Ленинградской области в апреле месяце? Почему?
Выявить зависимость прорастания семян разных видов растений от количества осадков
Развитие фасоли из семени Учебник §21, с.146, 4 абзац .
Подземное прорастание Наземное прорастание Образовавшееся новое растение называется проростком.
Питательные вещества зародыш получает из запасающей ткани семядолей или эндосперма .
Почему растение растет в течение почти всей жизни? Образовательная ткань способна активно делиться .
Опыт №2 Удаление одного семядольного листочка.
Найти ошибки Сказать хочу вам по секрету, что лучше времени и нету, Когда растет всё и цветёт, и сердце радостно поет. Увеличение размеров нам говорит лишь о развитье, И это главное, поймите. Начало жизни – от плода, легко запомнить можно, да? А для чего же яйцеклетки в толк взять я не могу совсем уж, детки. Быть может для распространенья, забавы или развлеченья? Запуталась совсем, простите и разобраться помогите – Вот жёлудь по небу летает, взбешенный огурец стреляет, Костянку скушал муравей – ошибки ищем поскорей!
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ §21 + данная презентация + flash+видео http://dnevnik.ru/
Чтобы скачать материал, введите свой email, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас email-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз “Скачать материал”.
Источники:
http://school-science.ru/6/23/38326
http://compendium.su/biology/6-9klass/2.html
http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2016/04/08/prakticheskaya-rabota-prorastanie-semyan-nablyudenie-za-rostom-i
http://www.myshared.ru/slide/1141236/
http://ppt4web.ru/biologija/rost-i-razvitie-rastenijj0.html