Слои почвы на склоне оврага схема 3 класс
Урок по окружающему миру в 3-м классе. Тема “Почва”
На данном уроке применяется технология исследования с целью формирования новых знаний о составе почвы.
Средства ИКТ – для углубления и расширения знаний по данной теме.
Для самостоятельного изучения материала и развития коммуникативных качеств используется работа в группах.
Тип урока: исследование (опыты, работа в группах)
Цель: знакомство с почвой, её слоями, составом, основным свойством и охраной.
Задачи:
- Дать элементарные знания о почве;
- Познакомить с разнообразием почв;
- Выяснить простейшие связи между почвой, растительностью, животными и горными породами.
Оборудование:
- Раздаточный материал: коробочки с глиной, песком, землей
- Пакетики с неорганическими удобрениями
- Штатив, спиртовка, стекло, стаканы, воронка
- Гербарии
- Кроссворд
- Электронная презентация
Литература: популярная энциклопедия для детей “Все обо всем”, “Кто такой? Что такое?” 2 том, “Детская энциклопедия”
Ход урока
I. Введение в тему.
Прежде чем начать изучение нового материала, давайте посмотрим на содержимое коробочек (у каждого на парте 3 коробочки с песком, глиной, землей). Обсуждение
– Содержимое какой коробочки вам хотелось бы изучить сегодня и почему?
Ставятся общие цели и задачи урока. (Приложение № 1, слайд № 1)
Итак, нам предстоит узнать, из чего состоит почва, что в ней содержится, основное её назначение, может ли почва удивить нас.
II. Исследование.
– С чего начнем наше исследование? Что такое почва, из чего состоит?
Опыт № 1. В стакан с землей бросить кусочек сухой земли. Что заметили? Пузырьки.
Вывод: в почве содержится воздух
Опыт № 2. Подержать над нагретой почвой холодный кусочек стекла. Он покрылся капельками воды.
Вывод: в почве содержится вода.
Опыт № 3. Прокаливание почвы. Почувствовали запах, появился дым.
Вывод: это доказывает, что в почве есть перегной (Остатки растений, сухих листьев, останки умерших мелких животных). В одних почвах его мало, в других много. Чем больше, тем почва темнее, богаче питательными веществами.
Опыт № 4. Прокаленную почву опустить в стакан с водой. Отстоялась, разобрать слои: песок вверху, ниже глина.
Вывод: в почве есть песок и глина.
Опыт № 5. Сделать три воронки в стаканчики с землей, глиной, песком. Налить воды. Сравнить проходимость воды.
Вывод: почва пропускает воду хуже глины, но лучше песка.
– Сделайте большой вывод: что такое почва, из чего состоит? (Приложение № 1, слайд № 2, 3, 4)
“Чудесная кладовая” – чтение рассказа учителем.
– Каково же основное свойство почвы? Плодородие.
Работа с учебником, с. 21 (“Мы и окружающий мир”).
– Одинакового ли цвета почва в разных местах?
– При каких условиях плодородие почвы будет более высоким? Чем больше в почве перегноя, тем выше её плодородие. В плодородной почве лучше растут растения.
Самое большое количество перегноя содержится в черноземных почвах (показ образца в коробке). На них выращивают высокие урожаи лучших сортов пшеницы, подсолнечника, сахарной свеклы и других ценных растений. (Работа по карте) Черноземы – средняя полоса России: Тула, Курск, Воронеж, Самара, Челябинск, Омск. У вас на партах лежит тот состав почвы, который чаще всего встречается в нашей стране. На что похож по цвету состав почвы? На золу.
Это подзолистые почвы. В них перегноя не очень много. Именно такие почвы у нас на Урале. Есть почвы, в которых много глины. Дайте им название. Глинистые.
Почвы с преобладанием песка… Песчаные. (Приложение № 1, слайд № 5,6)
Широко распространены и торфяные почвы, которые образуются на болотах. Они коричневого цвета. Хотя в них много остатков растений, перегноя в них меньше, чем в черноземах. На болотах много воды и растения перегнивают плохо. Для использования торфяных почв их осушают. (Показ на карте местонахождения торфяных почв: Сибирь, тундра)
В) Обработка почв.
Нам дали участок земли под огород. Что мы должны сделать, чтобы получить хороший урожай? (Идет обсуждение)
– Почва – одно из основных наших природных богатств. Почему? (ответы детей)
Без неё человек не может обеспечить себя продуктами питания и другими необходимыми для жизни предметами. Живые растения берут питание из почвы, тем самым уменьшая её плодородие. Как же сохранить это важнейшее свойство почвы?
(Работа в группах с дополнительной научно-популярной литературой)
Результат обсуждения – таблица.
Неорганические удобрения выпускаются у нас в Пермском крае. Где? Город Березники. Калийный комбинат. (Показ образцов удобрения).
– Почва образуется в природе очень медленно. (Приложение № 1, слайд № 7,8)
Коль почва растет, живая ли она? (Приложение № 1, слайд № 9)
Образуется почва медленно, а вот разрушается очень быстро. Что разрушает почву? (Ответы детей) Почву может постичь эрозия – разрушение. (Выступления детей: “Овраг”, “Ветер”. (Приложение № 2(а), 2(б); Приложение № 1, слайд № 10,11)
Почва требует ухода. Сильно изношенные и истощенные почвы могут “заболеть”, т.е. они могут утратить свою жизнедеятельность, перестанут плодоносить.
В Конституции нашего государства записано: “Все землепользователи обязаны рационально, т.е. разумно, целесообразно использовать почву, бережно относиться к ней, повышать её плодородие”. Как защитить почву? (Ответы детей. Приложение № 3)
Д) Это интересно.
Растения помогают определять, какая почва. Если встретились заросли печёночницы благородной, значит, почва здесь плодородная, богатая перегноем. Пышно разросшийся подорожник говорит об очень кислой почве. На ней нельзя вырастить высокий урожай большинства культурных растений. В такую почву надо внести известь или её хорошо удобрить золой. Если среди сорняков растут вьюнок полевой, клевер, такая почва не требует известкования. Здесь хорошо будут расти овощные растения. Там, где растут черемуха, дуб, почва хороша для выращивания садовых растений. (Показ гербариев)
III. Закрепление. Кроссворд.
1.Верхний слой земли, в котором растут растения.
2.Одна из составных частей почвы.
3.Вещество, повышающее плодородие почвы.
4.Основное свойство почвы.
IV. Рефлексия.
– Кого вам хотелось бы поблагодарить сегодня на уроке?
– Кто оценивает свою работу на “отлично”?
– Кому нужна по изучению данной темы помощь, в чьём лице?
Электронная презентация, созданная автором проекта совместно с группой учащихся данного класса: Нисов Артём, Моисей Андрей, Нечаев Александр.
Приложение № 2(а)
Большой вред почвам может принести вода. Во время сильных дождей или быстрого таяния снега весной почва не может впитывать всю выпавшую на неё воду. Она начинает стекать под уклоном, смывая и унося сначала верхние, а затем более глубокие слои почвы. Так образуются овраги. Люди ведут борьбу с оврагами: обсаживают их склоны, вершины деревьями и кустарниками, засевают травами. Чтобы замедлить скорость потока воды, а значит, и уменьшить смыв почвы, на дне оврага ставят запруды из камней, бетона или дерева. Вблизи оврагов не пасут скот, не распахивают почву. Если овраг находится на пахотном поле, то почву распахивают на некотором удалении от оврага и обязательно поперек склонов. Если не укреплять овраги, вода всё больше будет размывать их дно и склоны. Овраги всё время будут “расти”, отнимая от полей, огородов, садов плодородные почвы. Там, где не ведут борьбу с оврагами, бывает, что после одного ливня овраг увеличивается на 15–20 м. Не случайно длина некоторых оврагов достигает нескольких километров.
Приложение № 2(б)
Другой враг почвы – ветер. Сильные ветры могут унести слой почвы толщиной до 25 см. После такой работы ветра на участках долгие годы не растут растения. Там, где ветер угрожает почвам, через определенные промежутки высаживают лесные полосы, сеют траву.
Приложение № 3
Улучшают свойства почвы дождевые черви. Передвигаясь в почве, они разрыхляют её, делая более проницаемой для воды и воздуха. Дождевые черви затаскивают в свои норки большое количество растительных остатков. Так эти животные обогащают почву перегноем. Поэтому дождевых червей надо охранять.
Сайт о даче
24.01.2019 admin Комментарии Нет комментариев
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 3 КЛАССЕ
ТЕМА УРОКА : «СОСТАВ ПОЧВЫ. БЕРЕГИТЕ ПОЧВУ!»
— продолжить работу по углублению представлений учащихся о почве,
— как о верхнем плодородном слое земли;
— выявить основные свойства почвы;
— в процессе опытов установить состав почвы,
— развивать мышление, наблюдательность, любознательность.
плакаты о почве, схема образования перегноя,
прозрачные стаканы с водой, палочки, фильтровальная бумага, лабораторное стекло, спиртовка ( у учителя), штатив, держатель, коллекция почв, кусочки сухой почвы.
1.Организационный момент, сообщение темы урока и
целей.
-Тему урока вы узнаете, отгадав загадку:
Бьют меня ногами,
Режут грудь ножами.
Каждый хочет растоптать.
А я с подарками опять. ( земля )
-Есть на земле чудесная кладовая. Положите в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или быль? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы, должно быть, догадались, как она называется…
У слова « земля» несколько значений. Одно из них – «почва», верхний слой коры нашей планеты, поверхность. Сегодня объектом нашего изучения будет почва. Вы узнаете о составе почвы и её свойствах.
А также рассмотрите вопрос : « Для чего надо беречь почву?».
— Запишите тему урока в тетрадь:
СОСТАВ ПОЧВЫ. БЕРЕГИТЕ ПОЧВУ! ( на доске открываю заранее записанную тему урока).
2.Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос.
-Что происходит с твердыми телами при нагревании и охлаждении?
-Почему из-за изменений температуры происходит образование трещин в камнях?
-Какую роль в разрушениях скал играет вода?
-Какую роль в разрушении скал играет ветер?
-Почему растения могут ускорить разрушения камней?
-Во что превращаются камни? (Песок и глину).
3.Работа по теме урока.
-Вы отлично усвоили, почему разрушаются камни. А теперь давайте задумаемся над нашей новой темой. Что же такое, почва?
( слушаем мнения учеников).
-Да, действительно, почва – это верхний слой нашей земли ( планеты). Толщина почвенного слоя бывает различной : от 2-3 см до 150-200 см и больше
-Давайте запишем в тетрадь наш вывод, что такое почва.
Дети пишут в тетрадь, а учитель на доске:
ПОЧВА — ЭТО ВЕРХНИЙ СЛОЙ ЗЕМЛИ.
-Давайте выясним, из чего состоит почва.
Для этого проделаем опыты. Разбейтесь на группы по 5 человек и возьмите подносы с оборудованием для опытов.
4.Групповая практическая работа.
Опыт 1. Возьмите стакан с водой и бросьте туда кусочек сухой почвы. Что вы видите? ( Появились пузырьки).
-Какой вывод можно сделать? ( В почве есть воздух).
-Размешайте почву палочкой и отставьте стакан в сторону.
Опыт 2. Возьмите промокательную бумагу, положите на неё другой кусочек почвы и сильно сожмите в кулаке. Разожмите руку и стряхните почву в стакан с водой.Что вы видите на бумаге? ( Осталось небольшое влажное пятно).
-Что доказывает этот опыт? ( В почве есть вода).
Опыт 3. Придвиньте стакан с водой и почвой.
-Рассмотрите содержимое стакана. Что вы видите на поверхности воды? ( На поверхности воды плавают кусочки листьев, мусор, иголки хвойных деревьев, ещё какие-то непонятные остатки).
-Рассмотрите, что находится на дне стакана. ( Песок, а сверху глина).
-Какой вывод мы можем сделать после
этого опыта? ( В почве есть песок и глина, а также остатки различных листьев,
иголок, насекомых).
-Правильно, ребята! А вот эти остатки листьев, лапника, насекомых и составляет перегной – необходимую часть почвы.
Почва без перегноя пустая, не плодородная, а ведь главное свойство почвы – это её плодородие!
— Давайте проделаем ещё один опыт,
который проведу для вас я.
Опыт 4. Я возьму стакан с водой, в которой долго находилась почва и профильтрую эту воду. Теперь несколько капель нанесу на лабораторное стекло и подержу его над огнём. Ждем, пока испарится со стекла вся вода. Посмотрите, на стекле остался белый налёт. Это соли. Соли – это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве.-Какой вывод мы можем сделать после этого опыта? ( В почве находятся соли, которые растворяются в воде).
— Молодцы! Вы отлично поработали.
Давайте теперь запишем в тетради состав почвы и её главное свойство.
Дети записывают в тетрадь:
В СОСТАВ ПОЧВЫ ВХОДЯТ :
ВОЗДУХ, ВОДА, ПЕСОК, ГЛИНА, ПЕРЕГНОЙ, СОЛИ и МИКРОБЫ.
ГЛАВНОЕ СВОЙСТВО ПОЧВЫ – ПЛОДОРОДИЕ.
-Вы отлично потрудились, давайте отдохнем.
5. Физкультминутка (проводят дежурные по классу ученики).
Продолжение работы по теме урока.
— Кто из вас знает, почему почву еще называют «чудесной кладовой»?
-Давайте об этом прочитаем в нашем учебнике.
6.Работа с учебником.
— Прочитайте текст на странице 56-57 вашего учебника и подготовьтесь ответить на вопрос: « Почему почву называют чудесной кладовой?».
— А теперь давайте рассмотрим, как образуется почва.
Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс образования почвы. По подсчетам ученых, требуется две тысячи лет для образования слоя почвы толщиной 5 см.Твердые породы в природе постоянно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка и глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям. Но всё же, некоторые неприхотливые растения и лишайники селятся здесь. Из их остатков под
действием бактерий образуется перегной. Теперь в почве могут поселиться и
другие растения. Они дадут еще больше перегноя. В почве селятся и различные
животные : насекомые и их личинки, кроты, полевки, мыши и другие. Они тоже
повышают плодородие почвы.Как видите, почва не может появиться без
живых существ. В то же время и растениям, и животным необходима почва, ведь в природе все взаимосвязано.Главная часть почвы – перегной. Из него
под действием микробов образуются соли, которые используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием микробов превращаются в перегной. А из перегноя снова образуются соли. Вот так вещества «путешествуют» в природе как бы по кругу. Из почвы – в растения, из растений – В тела животных, и с остатками растений и животных – снова в почву. Ученые говорят : происходит круговорот веществ в природе.
Представьте себе, что почвы вдруг не стало. Круговорот веществ — прервался. Тогда сразу исчезнут и растения и животные. А значит, не смогут жить и люди на планете Земля. Вот почему русский ученый В.В. Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди прожить смогут, а вот без почвы – нет.
На доске появляется плакат :
1см почвы
образуется за 250-300 лет.
20 см – за 5-6 тысяч лет.
— Как вы думаете, почему нельзя допускать разрушения и уничтожения почвы?- Процесс разрушения почвы называется ЭРОЗИЕЙ почвы.
— А как можно сохранить нашу чудесную кладовую?
— Давайте прочитаем об этом в нашем учебнике на стр. 58.
8.Подведение итога урока
.-Давайте подведем итог урока и разгадаем кроссворд:
1. Как называется слой земли, на котором растут растения?( Почва)
2. Одна из составных частей почвы.
3. Как называется вещество, повышающее плодородие почвы?
4. Какое основное свойство почвы?
— Молодцы! Вы отлично справились со всеми этапами урока! Из вас сегодня получились отличные исследователи почвы! Я благодарю всех за помощь!
9. Задание на дом.
Подготовить пересказ текста о почве на стр. 54-58 вашего учебника.
Состав почвы
В целом, почва представляет собой поверхностный слой твёрдой оболочки нашей планеты, отличающийся плодородием.
Одной из основ для образования почвы служат горные породы.
На протяжении многих лет горные породы, из которых состоят равнины, днища водоемов, равно как и сами горы, разрушались под влиянием воздушных масс, воды, тепла, источаемого солнцем, и живых организмов.
Как образуется почва
В принципе, процесс образования почвы следует рассматривать с точки зрения непосредственной взаимосвязи живой и неживой природы – как результат жизнедеятельности организмов и выветривания горных пород.
Хвоинки, веточки деревьев, сухие опавшие листья и трава, накапливаются в земле и уже за полгода становятся удобрением; под ними, в свою очередь, находятся камешки, глина и песок, перегной, останки животных и насекомых – божьи коровки, муравьи.
В почве также находятся грибы и бактерии …
Дождевые черви и кроты вообще большую часть своей жизни проводят в почве, лишь изредка показываясь наружу.
Майские жуки в почве откладывают яйца.
Для улиток и лягушек почва является спасением от жаркой погоды.
Земляной шмель в почве зимует.
- Жуки могут проникать в почву на двухметровую глубину;
- муравьи и того больше – до трёх метров;
- а кроты – до пяти метров;
- ну а дождевые черви в этом плане «рекордсмены» – до восьми метров.
Воздух и вода поступают в почву благодаря ходам, которые прокладывают в процессе своей жизнедеятельности животные, тем самым обогащая её.
А ещё животные размельчают остатки растений в почве, а бактерии превращают их в перегной.
Основным свойством почвы является плодородие.
Под плодородием подразумевают наличие в почве веществ, которые обуславливают рост и развитие растений.
Как определить состав почвы?
Опустите в стакан с водой маленький комочек почвы (сухой). И, вы увидите, как на поверхность воды будут подниматься пузырьки, что и свидетельствует о наличии в почве воздуха.
Опыт №2. Минеральные соли, глина , песок
Опустите почву в стакан с водой, размешайте и оставьте на некоторое время. После чего капните пару капель помутневшей воды на стёклышко и нагрейте его. Когда вода испарится, то на стекле вы увидите белый налёт, указывающий на присутствие в почве минеральных солей.
В самом же стакане можно будет со временем наблюдать следующее: на дне осядет песок, на нём отложится глина, а уже на самой глине – перегной.
Разместите размельчённые комки почвы на какой-либо жестяной поверхности и подогрейте её; одновременно держа стёклышко над почвой: стекло сначала запотеет, а потом на неё появятся капли воды. а значит, что в почве содержится вода.
В продолжение предыдущего: не прекращайте нагрев почвы, и вы почувствуете противный запах. Дело в том, что подобный запах дают горящие гниющие останки животных и растений (перегной).
А если продолжить нагрев, то перегной весь сгорит и почва станет серого цвета. Получается, что именно перегной и обуславливает тёмный цвет почвы.
И так, с оставляющие почвы:
1. Неживая природа – это:
- глина,
- песок,
- перегной,
- минеральные соли,
- вода,
- воздух.
2. Кроме того, в состав почвы входят элементы живой природы:
- корни растений,
- мелкие животные,
- бактерии.
Так что всё более чем взаимосвязано.
Поделиться в социальных сетях
Содержание. Виды растений: Зеленые водоросли Мохобразные Папортники Хвойные Цветковые Из каких.
Наша планета заселена разнообразными растениями. Существует около 500 000 видов растений. Растения.
Привычные с раннего детства ели, сосны, берёзы, дубы; знакомые цветы и трава – ничего особенного, -.
Биологические типы деревьев подразделяют по виду листьев на хвойные и лиственные, которые принято.
Содержание: Зона арктических пустынь Зона тундры Зона лесотундры .
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.
Холмы и овраги
На этом уроке мы узнаем, что такое холмы и овраги, какие они бывают, как называются их части. Узнаем, какой город называют «вечностью на семи холмах», что общего у Москвы и Рима, где находятся Шоколадные холмы, почему холмы Нижнего Новгорода называются Дятловыми горами.
Тема: Планета, на которой мы живём
Урок: Холмы и овраги
1. Равнины
Равнина – ровная земная поверхность.
Сравним 2 изображения равнин. На первом изображении – плоская равнина, на втором – холмистая.
Рис. 2. Плоская равнина (Источник)
Рис. 3. Холмистая равнина (Источник)
Плоская равнина имеет ровную поверхность, на холмистой равнине есть возвышения.
2. Холмы
Холм – небольшая (до 200 м высотой) округлая возвышенность, часто с пологими склонами.
У холма выделяют: вершину – самую высокую часть холма, подошву – место, где холм переходит в равнину, и склоны – это та часть холма, которая располагается между подошвой и вершиной.
Рис. 5. Строение холма (Источник)
Склоны бывают крутые (холм резко поднимается над равниной) и пологие (равниной плавно переходит в холм).
Рис. 6. Холм с крутыми склонами (Источник)
Рис. 7. Холм с пологими склонами (Источник)
С холмами связаны многие известные географические объекты: Дятловы горы, холмы Рима, Шоколадные холмы.
3. Строение городов
Города часто строили на холмах. В прошлом высокий берег на слиянии двух рек считался выгодным местом для постройки города, который делился на береговую часть и Кремль – центральное укрепление на возвышенности. Ручьи и овраги, сбегающие к реке, делили берег на холмы, вершины которых со временем украшались храмами.
4. Нижний Новгород и Дятловы горы
На месте слияния двух рек (Оки и Волги) расположен город Нижний Новгород.
Рис. 8. Нижний Новгород (Источник)
Ока делит город на 2 части: верхнюю (на высоких лесистых холмах) и нижнюю (на пологом берегу).
Рис. 9. Нижний Новгород (Верхняя часть) (Источник)
Рис. 10. Нижний Новгород (Нижняя часть) (Источник)
Эти холмы издревле называют Дятловыми горами.
Рис. 11. Нижний Новгород. Дятловы горы (Источник)
Возможно, это название связано с цветом береговой глины – красной с черными прожилками, напоминающим оперение дятла;
а возможно, оно связано с большим количеством дятлов, которые могли обитать в лесах некогда покрывавших берега Оки.
5. Рим – город на семи холмах
Рим – один из старейших городов мира, современная столица Италии и древняя столица Римской империи.
Рим часто называют «вечным городом» и «городом на семи холмах». Семь холмов Рима – основа города и один из его символов. Все холмы отделяются друг от друга глубокими долинами с крутыми склонами.
6. Семь холмов Москвы
Семь холмов Москвы – историческое название возвышенных участков местности, на которых была построена Москва.
Еще с 16 века известна легенда о семи холмах Москвы (по аналогии к Риму), когда город активно разрастался на неровной местности. Кремль и храмы строили на холмах, как бы приподнимая их над городом, что придавало Москве неповторимую красоту, которую отмечали все гости столицы.
7. Шоколадные холмы
На филиппинском острове Бохоль более тысячи холмов, которые выглядят зелеными из-за сочной травы, покрывающей их склоны.
Рис. 15. Шоколадные холмы (Источник)
Но во время сухого сезона, когда трава высыхает, холмы приобретают коричневый оттенок, цвет натурального шоколада.
Рис. 16. Шоколадные холмы
Потому и называют эту достопримечательность Филиппин Шоколадными холмами. Жители острова сложили множество легенд о происхождении холмов. Одна из них рассказывает о битве двух великанах, которые бросали друг в друга песок и камни, но потом помирились и покинули остров, оставив после себя горы камня и песка.
8. Овраги
На равнинах имеются углубления с крутыми склонами – это овраги.
Дождевые воды в любое время года и талые, появляющиеся весной во время таяния снега, сливаются в ручейки, которые часто прорывают канавки, размеры которых со временем могут увеличиваться и в длину, и в глубину, постепенно образуя овраги. Длина оврагов может достигать нескольких километров, глубина от десяти до 80 метров.
Овраги имеют вершину (место, где овраг начинается), склоны (зачастую крутые и обрывистые), устье (место, где овраг заканчивается), дно (самая низкая часть оврага).
Рис. 18. Строение оврага (Источник)
При обильных дождях по дну оврага течет мутный быстрый поток воды, со склонов так же стекает вода, размывая почву. Таким образом, овраг «растет».
Рис. 19. Рост оврага (Источник)
Плодородный слой почвы, на котором мог бы вырасти богатый урожай, вымывается с полей в устье оврага, где постепенно, отлагаясь вместе с песком и глиной, зарастает сорняками. В местах, где крупные овраги впадают в небольшие реки, им приходится отклоняться в сторону, ведь из оврага во время дождей выносится много камней, глины и песка. Тогда на реках появляются острова, отмели, косы.
Коса – это идущая от берега низкая и узкая полоса земли.
Рис. 20. Коса на реке (Источник)
Глубоко врезаясь в землю, овраги иссушают её, ведь даже болотистые участки можно иссушить, проведя через них глубокие канавы. Там, где оврагов много, подземные воды опускаются столь глубоко, что корни растений не могут их достать. Овраги «разрезают» почву, ветер сушит её и уносит частицы песка и земли, превращая их в пыль, которая переносится на сотни километров. И это ещё не все беды, которые могут принести овраги.
Чтобы бороться с разрастанием оврагов, люди высаживают по их краям деревья и кустарники, сеют травы. Корни растений не дают разрушаться почве.
Рис. 21. Овраг, поросший деревьями (Источник)
Список рекомендованной литературы
- Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. М.: Баллас.
- Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. М.: ИД «Федоров».
- Плешаков А.А.Окружающий мир 3. М.: Просвещение.
Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет
Рекомендованное домашнее задание
- Составьте короткий тест (4 вопроса с тремя вариантами ответа) на тему «Холмы и овраги».
- Подготовьте небольшой доклад о вреде оврагов для сельскохозяйственной деятельности человека и способах борьбы с ними.
- * Создайте макет холма с пологим склоном. Подпишите части.
Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.
Окружающий мир, 3 класс, рабочая тетрадь, Ответы на задание стр. 27-31. Почва, проект
В задании потребуется уточнить, что собой являет почва, что в ней может содержаться, а также вспомнить про связь почвы с живой природой.
Верхний плодородный слой Земли, на котором растут растения, называется одним словом, которое мы сейчас детально рассмотрим. Итак, принято считать, что почва — это и есть верхний слой, на котором произрастает большинство растений. Это, кстати, краткий ответ на задание. Но в слое земли, который считается почвой, существуют свои разные слои: нижний грунтовый, глинистый или песчаный (в зависимости от региона России) посередине, гумус и перегной — самые верхние слои того, что в общем понимании и является почвой. Но это вы будете проходить в старших классах.
На картинке изображены горелка, подставка с металлической решеткой, емкость с почвой и стекло над ними. При нагреве обычной почвы в такой емкости происходит ускоренное испарение влаги, которая содержится в разных слоях почвы. Мельчайшие капельки воды конденсатом (водяным паром) оседают на нижней стороне стекла.
Запиши вывод: в любой почве, пригодной для жизни растений, содержится влага. Это вода, образованная природными осадками (талые воды, снег, дожди, туманы). В пористой и сильно впитывающей структуре почвы может содержаться много воды, которая питает растения.
Для примера можно вспомнить самое обычное явление: полив грядки или деревьев, цветов и других культурных растений, когда почва слегка суховата. Вспомните тихое шипение и пузырьки воздуха, которые наблюдаются при поливе почвы — это как раз выделяется воздух, проходя сквозь водяную пленку (пробку).
В старших классах вы еще не раз вернетесь к этой теме. Вспомните этот раздел, когда будете проводить (проходить) опыт с мышью и цветочным горшком, накрытых стеклянным колпаком. Значительную часть кислорода, потребляемого мышью, выделяет грунт из горшка, а не растение.
Ученые подсчитали, что для образования почвы толщиной 5 см требуется около 2 тысяч лет. Такой слой почвы очень тонок. Для нормального развития растений требуется слой толщиной не менее 50 см. Сколько лет потребуется образования такого слоя?
Здесь рассчитать количество лет, необходимое для образования 50-сантиметрового слоя почвы, несложно: в 50 см содержится десятикратное количество лет, необходимое для слоя в 5 см. Таким образом, потребуется двадцать тысяч лет.
На деле, в условиях континентального климата, где нет обильных сезонных дождей и иссушающего зноя в теплое время года, на образование такого слоя (5 см) уходит не более 5-10 лет. Это при учете остатков трав и растений, перегноя, и относительного покоя почвы (без вспахивания).
На рисунке А нарисованы поперечные борозды, направление вертикальное. На втором рисунке, Б, изображена продольная распашка, борозды идут вдоль склонов холма. Обвести следует букву Б.
Напиши: самым простым способом восстановить почву (плодородный слой) будет сбор высушенных водорослей и смешивание их с морским песком. Морские водоросли, также как и наземные растения, образуют перегной, и могут обогащать почву. Но можно применить и другие способы.
Если смешать с песком на острове уголь и пепел сожженных деревьев, растений, водорослей, то можно получить хороший плодородный слой. При условии, что это не потребует уничтожения значительной части флоры (сообщества растений) острова.
Еще один способ — это сбор помета птиц (многие острова в океанах являются местами обитания десятков и сотен тысяч морских птиц), и смешивание его с песком, оставшимся после шторма. Но в этом случае важно помнить, что помет птиц может навредить, если его будет слишком много.
Можно закапывать или посыпать песок остатками пищи, погибшими животными и рыбой, сгнившими плодами и ягодами. Затем перекопать, чтобы размешать это все. Органика — главный элемент плодородия почвы.Слово «органика» здесь употреблено для обозначения всего, что раньше было живым (организмом), или его остатками (отходами) — деревья и водоросли, птичий помет, погибшие животные, и так далее.
В горных породах может произрастать небольшая группа растений, мох, некоторые виды лишайника. Но все они зависят от влаги или от грунта (песка, например). Таким образом, это не нужный нам ответ. Горные породы не содержат необходимого слоя почвы.
В воде живет множество растений, как подводных (водоросли, некоторые другие виды), так и надводных (как пример — ряска, кувшинка). Но деревья на воде не растут. Значит, и этот ответ нам не подходит.
В организме дождевого червя могут расти только микробы и бактерии, это очевидно.
В почве (правильный ответ) начинается жизнь миллионов видов растений, от микроскопических и гигантских. Только почва может обеспечить необходимыми питательными веществами значительную часть растений планеты.
Когда на поле выращивают культурное растение, то ему требуется много микроэлементов, питательных веществ из почвы.Так как почва не может быстро восстанавливать потерянные вещества, она обедняется (так говорят агрономы), и становится непригодной для следующего посева растений.
На определенное время такое поле раньше оставляли «под паром», то есть — ничего не сеяли и не сажали 2-3 года. Но и этого срока для восстановления почвы мало. Сейчас принято удобрять почву разными химическими соединениями, чтобы она была плодородной, но это не совсем правильно.Химические соединения не всегда разлагаются, и часто попадают в грунтовые воды, отравляя целые водоемы.
Самый правильный способ восстановления почв на полях — 5-летний перерыв, или удобрение исключительно природными компонентами.
В почве водится много видов земляных и дождевых червей, ползающие насекомые (сороконожки, мокрицы, медведка, жуки), некоторые животные (кроты, слепыши).
А) польза: обычно кроты прокапывают длинные ходы в почве, и это хорошо для поступления влаги, воздуха в нее. Иногда кротовые норы помогают осушить почву после обильных ливней, кротовые норы хорошо проветривают нижние слои.
Б) вред: для многих растений, чьи корни оголяет крот, когда копает свою нору, это становится причиной гибели. Если значительная часть корня культурного растения окажется открытой, то растение высыхает и погибает.
Работа над проектом
Проект от нашей редакции может быть и другим, если возьмете за основу особенности зимнего сезона в вашем регионе. Но данная тема сравнительно проста, и можно провести такое несложное наблюдение почти в любом городе России.
Что мне интересно об этом узнать: мне интересно будет узнать о том, как растения переносят зимний период.
Я могу прочитать об этом в книгах: М. Пришвина, В. Бианки.
Мне могут рассказать об этом (кто)?: учитель по окружающему миру, старшие друзья, родители.
Чтобы больше узнать, я могу пойти: в сквер, в ботанический сад, на улицу.
Еще я могу об этом узнать (где)?: в библиотеке, в сети Интернет, из научно-познавательных телепрограмм на ТВ.
Проект
Что я буду делать: информационный лист (плакат).
Порядок моих действий (план): найти информацию о почве и растительности Московской области, составить схему будущего проекта, подготовить все и собрать (склеить, описать) на листе бумаги.
Вместе со мной этот проект будут делать: старший брат, родители (любой старший родственник, кто вам может помочь).
Будут нужны такие материалы: бумага формата А4, картинки (изображения), трафарет для текста.
Будут нужны такие инструменты: ножницы, клеевой карандаш, фломастеры (маркеры), линейка.
Комментарии
Здравствуйте! Планета знаний. Окружающий мир 3 класс проект на тему «Освоение воздушного пространства человеком.» Московская область
Уточните учебник, рабочую тетрадь, автора и страницы.
Учебник Ивченковой, Потапова окружающий мир 3 класс стр 74-75. Планета знаний в редакции 2015 года
Хорошо, будем готовить. Ожидайте.
Еще про почву будет интересен факт такой: многие ученые-агрономы убеждают, что столетиями поля распахивались неправильно. Вкратце это можно описать следующим образом. Когда полевая техника вспахивает борозды, то особый металлический нож режет грунт и переворачивает его набок. Вот это, по мнению агрономов, и является ошибкой. Они предлагают внедрить повсюду так называемый безотвальный способ распашки. Это тоже прорезание почвы, но при этом линия борозды ровная, земля не переворачивается, в ней просто делается продольное углубление. Это помогает сохранить гумус, главный компонент плодородного слоя, который при переворачивании отвала грунта выветривается и разлагается.
Примеры использования полезных ископаемых:
- Из нефти делают резину и пластик, полиэтилен и компоненты для кровельных материалов, смазочные материалы для техники и спред, который в супермаркетах называется «сливочным» или «пальмовым» маслом;
- Из железной руды производится все, что содержит в своем составе металл (это относится к ферросплавам);
- Из застывших осадочных пород мергеля и доломита делают цементы и другие смеси;
- Из полезных ископаемых меди и никеля делаются современные деньги, монеты;
Источники:
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/504134/
http://dacha.ahuman.ru/sloi-pochvy-na-sklone-ovraga-shema-3-klass/
http://svetok-v-podarok.ru/sostav-pochvy-3-klass-okruzhayushhij-mir/
http://interneturok.ru/lesson/okruj-mir/3-klass/planeta-na-kotoroy-my-zhivyom/holmy-i-ovragi?trainers
http://www.toysroom.ru/?p=2595